Глава 1. Современные трактовки дикурса
Понятие «дискурс» - одно из самых интенсивно применяемых в современной гуманитаристике, политических, масс-медийных и деловых кругах. Сегодня им оперируют ученые и журналисты, деятели культуры и бизнеса. Данным понятием обозначают весьма разноплановые феномены общественной жизни, включая виртуальные образования.
В литературе и на сайтах интернета встречается масса разнообразных определений, интерпретаций и аналитических исследований того, что именуют дискурсом.
В целом, на наш взгляд, всю многоголосицу существующих трактовок дискурса можно определенным образом классифицировать, взяв за основу доминирующие в гуманитарных и социально-политических науках теоретико-методологические подходы.
Изучение многочисленных теоретических работ и междисциплинарных исследований в сфере дискурс-анализа позволило нам выделить следующие основные его интерпретации:
-
разнообразные лингвистические подходы к анализу дискурса, включая методы социолингвистики, лингвокультурологии и прочих лингвистических дисциплин;
-
кратологические трактовки, фокусирующие внимание на властных характеристиках дискурса;
-
семиотические трактовки, рассматривающие дискурс как знаково-символическое культурное образование, как культурный код;
-
социально-коммуникативные трактовки, акцентирующие внимание на коммуникативных целях и социальных функциях дискурса;
-
постмодернистские трактовки, представляющие дискурс как сетевое коммуникативное пространство, в котором происходит конструирование и переформатирование реальности;
-
критический дискурс-анализ, соединяющий элементы различных трактовок дискурса;
-
презентационная теория дискурса.
Следует отметить, что перечисленные подходы к пониманию дискурса соотносятся между собой не по принципу оппозиции или альтернативности, а по принципу акцентации или фокусировки. Их парадигмальные установки не столько конкурируют друг с другом, сколько предлагают ту или иную методологическую оптику, заставляющую фокусировать внимание на определенных аспектах и свойствах дискурса. Как мы увидим далее, в практике дискурс-анализа можно встретить весьма продуктивные попытки синтеза разнообразных методологических элементов, заимствованных из разных трактовок, которые ведут к созданию его новых теоретических моделей. По сути нет ни одного «чистого» подхода к дискурсу, в котором бы не встречались элементы других его теорий. Это свидетельствует о том, что все существующие концепции разрабатывались на основе развития интеллектуального диалога и междисциплинарных исследований.
- О.Ф. Русакова, в.М. Русаков
- Теоретико-методологический анализ Екатеринбург 2008
- Содержание
- Глава 1. Современные трактовки дискурса
- Глава 2. Дискурс pr-коммуникации
- Глава 3. Дискурс имиджа и бренда
- Глава 4. Институциональный дискурс
- Предисловия дискурс-анализ в пиарологии
- Дискурс-анализ публичной коммуникации
- Введение
- Благодарности
- Глава 1. Современные трактовки дикурса
- 1.1 Лингвистические подходы к анализу дискурса
- Кратологическая теория дискурса
- Семиотические концепции дискурса
- 1.4. Социально-коммуникативная трактовка дискурса
- Постмодернистская теория дискурса
- 1.6. Критический дискурс-анализ
- Теория нарративного дискурса
- 1.8. Дискурсология как междисциплинарная наука о дискурсах
- Глава 2. Дискурс pr-коммуникации
- 2.1. Дискурсивный подход в пиарологии
- Понятие pr-дискурса
- 2.3. Структура дискурса публичной коммуникации
- Дискурс шоу-политики и pr-шоу
- Дискурс презентации
- Глава 3. Дискурсы имиджа и бренда
- 3.1. Общая характеристика имиджа и бренда: сходства и отличия
- Структурные компоненты дискурса имиджа
- 3.3. Дискурс имиджевого маскарада
- 3.4. Мифология имиджа.
- 3.5. Дискурс харизмы
- 3.6. Сущность и дискурс бренда
- Дискурс городского бренда
- Дискурс бренда страны
- Глава 4. Институциональный дискурс
- Общая модель институционального дискурса: сущность и структурные компоненты
- 4.2. Жанровая палитра институционального pr-дискурса
- Модель научного и псевдонаучного дискурса
- Как Вам кажется, сейчас ученые более авторитетны, менее авторитетны по сравнению с советскими временами или столь же авторитетны?
- Модель религиозного pr-дискурса
- Заключение
- 620144 Екатеринбург, ул.8 Марта, 68.