logo search
ирл

Введение

При изучении курса "История русской литературы XVIII века" Вам, студенту-первокурснику, придется столкнуться с объективными и субъ­ективными трудностями. В первую очередь, материал, которым Вам пред­стоит овладеть, включает в себя историю развития русской литературы на протяжении целого столетия! Кроме того, неизбежны трудности, возни­кающие в процессе чтения произведений авторов той эпохи, которую от­мечает интенсивный поиск в области литературного языка, литературных направлений, жанров и стилей. Книги писателей XVIII века, в отличие от классической литературы XIX столетия, в основном выступают в роли объекта изучения и не вызывают живого читательского интереса. Их бога­тое идейно-эмоциональное содержание, близкое и нашему современнику, еще не нашло в XVIII веке адекватных себе форм выражения, что может оттолкнуть неподготовленного читателя. Вызывают трудности и сложные теоретические вопросы, скажем, вопрос относительно реформы русского стихосложения, предполагающий прочный фундамент знаний в области стиховедения.

Это можно сказать и о литературных направлениях XVIII века - чаще всего первокурсники не имеют должного представления о барокко, классицизме и сентиментализме, а в небольшом количестве лекционных часов трудно выкроить время для уроков по теории литературы.

И все же, несмотря на все трудности, у Вас, тонкого, одаренного, обладаюшего пытливым умом молодого человека (таким представляется иде­альный студент), литература эпохи XVIII века не может не пробуждать деятельного интереса. Чтобы приобрести в XIX веке мировую извест­ность, ей было необходимо пережить поражающую своей краткостью эпоху "культурного расслоения" (А. Панченко), пройти путь секуляриза­ции и в конечном итоге отказаться от языка православного средневековья.