logo search
учебно-методическое пособие синтаксис

Современный русский язык.

СИНТАКСИС

Учебно-методическое пособие

для студентов, обучающихся по специальности 030601– «ЖУРНАЛИСТИКА»

(шифр) (название специальности)

Объем занятий: всего 100 ч.

Изучается в 5 семестре

Разработана:

канд. филол. наук, доц.Е.Н. Ежова

канд. филол. наук, доц. Е.В. Филипповой

Дата разработки:

«30» июня 2010 г.

Согласована:

Декан факультета филологии и журналистики

(факультет)

/___________/ А.А. Серебряков

(подпись) (Ф.И.О.)

«____» ____________ 2010 г.

Зав. кафедрой средств массовой информации

/_________/ Е. Н. Ежова

(подпись) (Ф.И.О.)

Рассмотрено УМК ФФЖ

«_____» _________ 2010 г.

протокол №

Председатель УМК ___________

(подпись)

Ставрополь, 2010 г.

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

университета

Современный русский язык. Синтаксис: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. – … с.

Учебно-методическое пособие предназначено в помощь студентам, обучающимся по специальности «Журналистика», для лучшего усвоения материала по современному русскому языку. Оно содержит тематику лекций, задания к практическим и лабораторным занятиям, литературу.

Составители:

Е.Н. Ежова, канд. филол. наук, доцент

Е.В. Филиппова, канд. филол. наук, доцент

Рецензенты:

© Издательство Ставропольского

государственного университета, 2010

Пояснительная записка

Современная языковая ситуация требует от журналистов четко и логично выражать свои мысли, используя необходимые языковые средства. Изучением этих средств в единстве значения, языковых форм выражения и функции занимается синтаксическая теория. Синтаксис отличается чрезвычайно высокой степенью отвлеченности и обобщенности выражаемых значений, он позволяет активизировать знания и умения в области лексики, словообразования, морфологии, отражает связи и отношения, существующие между явлениями реальной действительности, их восприятие человеком.

В курсе «Современный русский язык. Синтаксис» в центре находится синтаксический строй русского языка, связи и отношения, возникающие между компонентами, которые вступают в грамматическую связь. Особое внимание уделяется теориям и учениям, исследующим механизмы речеобразования, функционирование языковых средств в процессе коммуникации, формирование текста. Целью курса является ознакомление с грамматическими особенностями связной речи, а именно с предложением, словосочетанием и текстом, и с закономерностями их функционирования в публицистическом тексте. При изучении синтаксиса необходимо, чтобы студенты осознавали: критерии отбора языковых средств могут меняться в пределах одного функционального стиля, одного типа и жанра речи, в зависимости от замысла и содержания высказывания. В связи с этим перед учащимися ставится поисковая задача подбора и синтаксического анализа контекстов и собственного выбранного языкового материала. Синтаксическая теория поможет синтезировать предметные признаки в емкие, лаконичные синтаксические конструкции.

Учебно-методическое пособие включает планы лекционных и практических занятий, а также лабораторные работы и литературу. Планы лекционных занятий содержат учебный материал, необходимый для полного раскрытия заявленной темы, представлены также основные понятия. Практические занятия помимо вопросов для обсуждения имеют и ряд заданий, способствующих развитию логического, критического и творческого мышления, умению не только проанализировать материал, но и чётко изложить и доказать свою позицию. В связи с этим используются следующие методы интерактивного обучения: дискуссионные (групповая дискуссия, анализ ситуаций и т.д.), игровые (дидактические, творческие).

Поставленные цели и задачи курса реализуются в соответствии с предложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Журналистика», общекультурными (культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, свободное владение средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций) и профессиональными компетенциями (знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильные медиа), знание фонетических, лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ).

Курс рассчитан на один семестр (читается в пятом семестре) и включает лекции, практические занятия, лабораторные и СКР. Общий объем занятий курса – 68 аудиторных часов (24 – лекции, 20 – лабораторные работы, 24 – практические занятия). Отчетность – экзамен в 5 семестре.