logo search
Учебник для общеобразовательных учреждений

4. В одном сложном предложении могут быть раз­ные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;

§®

задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек. (А. Толстой)

, и

9

1

что?

Qkclk

В данном предложении бессоюзная, сочинительная и подчинительная связь.

5. А теперь на конкретном примере проанализируем сложные предложения и посмотрим, как связаны между собой их части. Возьмём, например, небольшой текст.

В болоте на все голоса урчали лягушки, а у берега в озерке плескались щуки: они метали икру. Домови­тый ёжик спешил в свою норку, таща на колючках сочные спелые яблоки, которые он нашёл в чьём-то саду.

(Н. Сладкое)

В первом сложном предложении три части: говорит­ся о том, что: 1) урчали лягушки, 2) плескались щуки, 3) щуки метали икру. Первая и вторая части предложе­ния противопоставлены одна другой с помощью союза а (лягушки урчали в болоте, а щуки плескались в озер­ке). Третья часть предложения тесно связана со второй: она поясняет причину, по которой плескались щуки, и эта причинная зависимость оформлена бессоюзной связью, а на письме обозначена двоеточием.

В целом сложное предложение имеет такую струк­туру:

= а = : =

Во втором сложном предложении две части: 1) ёжик тащит в норку яблоки, 2) эти яблоки ёжик нашёл в чьём-то саду. Связь между частями предложения под­чинительная: вторая часть зависит от первой, и эта за­висимость передаётся с помощью союзного слова кото­рые, являющегося относительным местоимением. Схе­ма этого предложения:

©> 59. Ответьте на вопросы и выполните задания по материалу тео­ретической части § 8.

      1. Чем отличается сложное предложение от просто­го? Запишите примеры простого и сложного предложе­ний. Подчеркните их грамматические основы.

      2. На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от наличия или отсутствия союза (или союзного слова) между его частями? Запишите по од­ному примеру предложений каждой группы. Составьте их схемы.

      3. На какие группы и по каким признакам делятся сложные союзные предложения? Запишите по одному примеру этих предложений.

      4. Спишите текст Н. Сладкова из п. 5 теоретической части § 8. Определите типы сложных предложений, подчеркните в них грамматические основы.

ЗСП-1. (Н..) кем (н..) обработайся земля.

А

Земля (н..) кем (н..) обработала. (Н..) обработавая земля.

Упражнения под рубрикой ЗСП выполняются по следующе­му плану: 1 — определяется, на какие правила орфографии да­ются примеры; 2 — правила воспроизводятся устно; 3 — приме­ры записываются, даётся обоснование написаниям.

Ш> 60. Прочитайте и запишите сложные предложения, распреде­ляя их на группы: 1) бессоюзные; 2) сложносочинённые; 3) слож­ноподчинённые. Составьте схемы сложных предложений.

§®

1) Метель становилась сильнее и сильнее, и сверху снег шёл сухой и мелкий... 2) Изредка сани постукива­ли по голому обледенелому черепку, с которого снег сметало. Так как я, не ночуя, ехал уже шестую сотню вёрст, несмотря на то что меня очень интересовал исход нашего плутанья, я невольно закрывал глаза и задрё­мывал. 3) В то время как я вздремнул, взошла луна и бросала сквозь неплотные тучи и падающий снег свой холодный и яркий свет. 4) Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба, ни стога, ни забора — ничего не видно. 5) Кажется, сквозь туман видишь звёздочки; но звёздочки убегают от взора выше и выше, и только ви­дишь снег... 6) Метель и мороз всё усиливаются, лоша­ди слабеют, дорога становится хуже... 7) Лошади стано­вятся, снегу наносится всё больше и больше... 8) Ветер завыл неистово; снег, как из совка, так и посыпался на полы шубы. 9) Небо справа на востоке было тяжёлое, тёмно-синеватого цвета; но яркие красно-оранжевые косые полосы яснее и яснее обозначались на нём.

(Л. Толстой)

        1. Выделите грамматическую основу в каждом из односо­ставных частей сложных предложений. Укажите составные сказуемые.

        2. Подчеркните однородные члены.

        3. Объясните постановку знаков препинания.

©> 61. Запишите первую строфу уже известного вам стихотво­рения А. Пушкина «Осень» («Октябрь уж наступил...»).

Пользуясь образцом на с. 44, п. 5, проанализируйте смысло­вые, грамматические и интонационные особенности этой стро­фы; объясните её пунктуацию.

          1. Самостоятельно подберите сложное предложение из ху­дожественного или публицистического текста и проведите его анализ по пунктам, данным в приложении на с. 280.

          2. Запишите сложные предложения и составьте их схемы. В каких сложных предложениях сочетаются разные виды связи между частями?

1) Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. (И. Тургенев) 2) На сверкающем глйссере белом мы заехали в каменный грот, и скала опрокинутым телом заслонила от нас небосвод. (Н. Заболоцкий) 3) Полюбуйся: весна наступает... (И.Никитин) 4) Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и иг­рая, грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев)

            1. Объясните значение выделенных слов. Проверьте себя по толковому словарику.

            2. Охарактеризуйте данные предложения по схеме, приве­дённой в приложении на с. 280.

            3. По возможности объясните постановку каждого знака препинания.

            4. Подберите сложные предложения, соответствующие сос­тавленным схемам.

® 64. Из текста упр. 60 выпишите слова с ней ни, объясняя их слитное и раздельное написание.

Приведите примеры слитного и раздельного употребления не: а) с глаголами и деепричастиями; б) с причастиями; в) с су­ществительными, прилагательными и наречиями. Чем объяс­няется такая группировка слов?

3-

что

а

2)

2. Составьте и запишите предложения, которые соответство­вали бы данным схемам.

@>65. 1. «Прочитайте» схемы предложения, охарактеризуйте их по плану, данному в приложении на с. 280.

1)

, и

3)

§®

®> 66. Запишите по три примера сложносочинённых и сложно­подчинённых предложений. Составьте их схемы.

©> 67. Прочитайте фрагменты текстов.

Найдите сложносочинённые предложения и составьте их схемы. Поясните, какие союзы связывают части этих предло­жений.

Устно проведите синтаксический разбор выделенного пред­ложения.

              1. На посёлок опускалась ночь. Из низины <...> тя­нуло изморозью, и скоро на траве выступил иней. <...> Стояли недвижные леса, и цепенел на них последний лист.

Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над посёлком плыло тёмное небо с игластыми звёздами. Та­кие вызревш.., ещё не остывш.. от лета звёзды бывают лишь осенями.

{В. Астафьев)

              1. В городе, несмотря на шум, суету, многолюдство, сквозила печаль, хотя было ясно по-осеннему и пригре­вало.

Сергей Митрофанович шёл по тротуару и слышал, как громко стучала его деревяшка в шумном, но в то же время будто и притихш.. городе. Шёл он медленно, старался деревяшку ставить на листья, но она всё равно стучала.

(В. Астафьев)

              1. Луна то появлялась среди облаков и ярко светила, то она исчезала...

(В. Арсеньев)

                1. Объясните расстановку знаков препинания во всех пред­ложениях.

                2. Запишите предложения, в которых есть слова с пропу­щенными окончаниями. Объясните правописание этих оконча­ний.

                3. Объясните правописание слова по-осеннему. Составьте та­кое предложение, чтобы по писалось со словом раздельно.