§ 7. Понятие о сложном предложении
53. Выразительно прочитайте и озаглавьте данный текст. Из какого он произведения? Кто автор?
Определите тип и стиль речи.
Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что прошло более получаса, а он не доезжал ещё до Жадринской рощи. Прошло ещё около десяти минут; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то что он поминутно был по пояс в снегу.
Найдите и выпишите простое предложение; подчеркните его грамматическую основу и второстепенные члены. Укажите, какой конструкцией осложнено предложение. Обозначьте морфемный состав причастия.
Выпишите сложные предложения, части которого связаны только по смыслу и с помощью интонации (без союзов). Таких предложений три. Подчеркните грамматические основы этих предложений.
Запишите последнее предложение, подчеркните его грамматические основы. Какие части предложения соединены сочинительным союзом, а какие — подчинительным?
54. Выполните задания по тексту упр. 53.
Сколько грамматических основ в простом предложении и сколько их может быть в сложном? Докажите на примерах.
В каких предложениях (простых или сложных) информация о событиях более богатая? Покажите на примерах.
Какая связь (союзная? бессоюзная?) наблюдается между частями сложного предложения? Проиллюстрируйте ответ примерами из текста.
Найдите части сложных предложений, которые связаны сочинительной связью. Подчиняются ли эти части одна другой или они являются равноправными?
Затем найдите части сложных предложений, которые связаны подчинительной связью, как в словосочетании. Эти части равноправны или одна из них является главной, а другая зависимой?
Аргументируйте свои ответы.
Прочитайте сложные предложения и решите: интонация завершённости свойственна этим предложениям в целом или она есть в конце каждой отдельной части, входящей в состав сложного предложения?
Какие знаки препинания употреблены между частями сложного предложения?
1. Сложное предложение — это такое предложение, которое имеет в своём составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное по законам интонации или пунктуации.
Например: И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там. Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам.
(А. Пушкин)
, но
Употребив сложное предложение, А. С. Пушкин подчеркнул единую мысль: хотя бой ещё идёт, но исход его ясен: мы побеждаем.
Интонационное оформление строфы показывает, что перед нами одно предложение. Хотя при произнесении тон голоса то повышается, то понижается, однако интонация завершённости свойственна сложному предложению в целом, а не отдельным его частям.
Поэтому говорить, что в сложном предложении несколько простых, не совсем точно, так как такое предложение представляет собой единое целое, хотя и состоит из нескольких частей. Части эти, однако, особенные: каждая имеет свою грамматическую основу и в этом отношении напоминает простое предложение. Лингвисты называют их предикативными частями сложного предложения.
Говоря о частях сложного предложения, мы и будем иметь в виду его предикативные части, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу.
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология