Задания к семинарскому занятию № 4 «Отражение специфики национальной культуры в деловой коммуникации» (2 ч.)
Ознакомьтесь с содержанием книги выдающегося лингвиста Британии и президента Международного института кросскультурного и языкового тренингов (Ричард Льюис Комммьюникейшнз) Ричарда Льюиса «Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию» (Пер. с англ. – М.: Дело, 1999) и ответьте на следующие вопросы:
Почему для успешного межкультурного взаимодействия необходимо знакомство с классификацией национальных культур? Сколько и какие именно виды культур входят в классификацию культур, предложенную Р. Льюисом? (часть вторая «Менеджмент в международном бизнесе», гл. 2 «Классификация культур», с. 77 – 85.)
Выделите признаки, которые являются характерными для каждого вида культур.
Каковы преимущества и недостатки культур того или иного вида по классификации культур Льюиса по сравнению с другими видами?
К какому типу относятся культуры славян и какое место в рейтинговой шкале данного типа они занимают?
От чего зависит эффективность деловой коммуникации, с т. з. автора книги, кроме принадлежности ее представителей к культуре того или иного типа?
В культурах какого типа возник бизнес в его современном понимании?
Раскройте характер взаимосвязи между ориентированностью культуры на диалог и полиактивностью ее представителей.
В чем заключается сущность линейного и циклического восприятия времени представителями разных национальных культур? (часть вторая, гл. 4, с. 85 – 94)
Как влияет на межкультурную деловую коммуникацию восприятие времени представителями разных национальных культур?
Почему, с т. з. ученого, поведение представителей любой культурной группы зависит от истории народа, к которому она принадлежит? (часть вторая, гл. 5 «Статус, лидерство и организация»)
Что понимает Р. Льюис под «ментальностью культуры»? (с. 101) Кто является авторами концепции, на которую непосредственно опирается это представление?
В чем сущность влияния властно-ролевых отношений и социальной иерархии общества в целом на личное и коллективное лидерство в структуре национальных организаций и корпораций?
Чем отличаются коммуникативные стили менеджеров в полиактивных и моноактивных культурах? Выделите их характерные признаки (с. 105, 118).
Почему, с т.з. Р. Льюиса, при организации бизнеса необходимо ориентироваться на представления о человеческих ценностях и правилах взаимодействия, являющихся традиционными для данной национальной культуры? (с. 105)
Чем отличаются представления о лидерстве в Германии, Франции, Великобритании, США и России и какими факторами объясняется существование этих различий?
- С.А. Песоцкая введение в теорию межкультурной коммуникации
- Оглавление
- Предисловие
- Тема 1 Характеристика содержания учебного предмета «Введение в теорию межкультурной коммуникации»
- 1.2. Понятия язык, культура, коммуникация и их взаимосвязь.
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2 Соизучение языка и культуры как условие эффектифной межкультурной коммуникации
- 2.1. Культура о языке
- 2.2. Язык о культуре
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3 Язык и менталитет
- 3.1. Понятия менталитета
- 3.2. Отражение национального менталитета в русском языке
- 3.3. Особенности речевого этикета говорящих на русском и английском языках
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 4 Социальная категоризация и стереотипизация
- 4.1. Понятие, сущность и функции стереотипов
- 4.2. Авто- и гетеростереотипы
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5 Виды коммуникации и характеристика их элементов
- 5.1. Вербальная коммуникация
- 5.2. Невербальная коммуникация
- 5.3. Паравербальная коммуникация
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6 Аккультурация как процесс освоения иноязычной культуры
- 6.1. Языковые и культурные барьеры
- 6.2. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры
- 6.3. Модели аккультурации. Формирование межкультурной компетенции
- 6.4. Поликультурная личность как продукт аккультурации
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7 Сравнительное изучение культур через призму базовых характеристик
- 7.1. Концепция культурной грамотности э. Холла. Базовые характеристики культур, по э. Холлу
- 7.2. Концепция «ментальных программ» г. Хофстеде. Базовые характеристики культур, по г. Хофстеде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8 Национальное своеобразие культуры Вместо введения
- 8.1. Национальная культура как системное целое
- 8.2. Факторы формирования своеобразия национальной культуры
- Влияние климатических условий на ментальность, национальный характер и ритм жизни
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9 Русские в межкультурных контактах.
- 9.1. Отличия в поведении русских от представителей других культур
- 9.2. Типичные ошибки в межкультурном общении
- 9.3. Предупреждение ошибок межкультурной коммуникации
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 10 Стили коммуникации и их характерные особенности
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания к семинарским занятиям
- Задания к семинарскому занятию № 3 по теме «Стили коммуникации и их характерные особенности» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию № 4 «Отражение специфики национальной культуры в деловой коммуникации» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию-тренингу № 5 «Причины коммуникативных неудач, их типология и профилактика» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию № 6 «Коммуникативный конфликт и стили его разрешения» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию № 7 «Модели аккультурации и концепции поликультурной личности» (2 ч.)
- Рекомендуемая литература:
- Задания к семинарскому занятию 8 «Опыт портретирования культуры страны изучаемого языка» (смотр-конкурс групповых проектов, 4 ч.)
- Методические комментарии к выполнению проектной работы
- Примерный план содержания проекта
- Список литературы и источников для работы в проектных группах
- Приложение
- II. Смысловые центры в содержании учебной дисциплины «Основы межкультурной коммуникации»
- Список литературы
- Духовное содержание и статус поликультурной личности в пространстве диалога культур с. А. Песоцкая
- Цитируемая литература
- Список дополнительной рекомендуемой литературы
- Internet-источники
- Введение в теорию межкультурной коммуникации