logo
Лекция 2н

2.1.2 Языковая личность как объект лингвистического изучения

По мнению Ю.Н. Караулова, рассматривать все четыре фундаментальные языковые свойства во взаимодействии и на систематической основе позволяет языковая личность как объект лингвистического изучения.

На чем основаны его выводы?

Во-первых, на том, что личность есть средоточие и результат социальных законов; во-вторых, она продукт исторического развития этноса; в-третьих, на ее предрасположенности к психической сфере; наконец, на том, что личность – создатель и пользователь знаковых, т.е. системно-структурных по своей природе, образований. В итоге известную метафору «Стиль – это человек» ученый предлагает расшифровать как «двуплановую формулу, которая включает представление о личности, реализующей определенный стиль жизни, отражаемый в стиле употребления языка, т.е. соединяет социально-поведенческий контекст с речевым» (Караулов 2003: 11-27).

Актуальным проблемам современной филологии созвучны труды В.В. Виноградова. Ставя своей научной задачей исследование языка художественной литературы во всей его сложности и всем многообразии, В.В. Виноградов считал, что отправным моментом изучения языковой личности является индивидуальная речевая структура. В работе 1930 года «О художественной прозе» он пишет: «...если подниматься от внешних грамматических форм языка к более внутренним («идеологическим») и к более сложным конструктивным формам слов и их словосочетаний; если признать, что не только элементы речи, но и композиционные приемы их сочетаний, связанные с особенностями словесного мышления, являются существенными признаками языковых объединений, то структура литературного языка предстает в гораздо более сложном виде, чем плоскостная система языковых отношений Соссюра... А личность, включенная в разные из этих «субъектных» сфер, и сама, включая их в себя, сочетает их в особую структуру... Индивидуальное словесное творчество в своей структуре заключает ряды своеобразно слитых или дифференцированных социально-языковых или идеологически-групповых контекстов, которые осложнены и деформированы специфическими личностными формами» (Виноградов 1971: 62). Упор на языковую личность делает Виноградов и в работе «К теории построения поэтического языка» в связи с исследованием «систем речи» литературных произведений: «Проблемы изучения типов монолога в художественной прозе находятся в тесной связи с вопросом о приемах конструирования «художественно-языкового сознания», образа говорящего или пишущего лица в литературном творчестве. Монолог прикрепляется к лицу, определенный образ которого тускнеет по мере того, как он становится все в более близкие отношения с всеобъемлющим художественным «я» автора» (Виноградов 1927: 17). Языковая личность анализируется ученым и в работе «Опыты риторического анализа» (подробный разбор публичных речей видных русских адвокатов).

Обобщая сказанное, подчеркнем, что в работах В.В. Виноградова посредством полного лингволитературоведческого, филологического анализа произведений отечественной и зарубежной классики реализуется идея о соотношении и взаимодействии в произведении языковой личности, художественного образа и образа автора.

Резюме. Таким образом, языковая личность, как бы ее ни понимали, объект для лингвистики не новый. В последние десятилетия ХХ века появился ряд работ, заявлявших интересующую нас тематику.