Аспекты изучения речевой деятельности до начала хх века
Четыре этапа в истории «научного» языкознания
Трехуровневая модель языковой личности, разработанная Ю.Н. Карауловым
«Целевой» путь формирования языковой личности
Эффективные средства активизации когнитивной деятельности обучающихся
Основная литература
Шульгина Н.П. Формирование личности в процессе обучения русскому зыку: теория и опыт практической работы: монография/ Н.П.Шульгина; Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2007. – С. 69-90.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 3-е, стереот. М., 2003.С.3-68.
Дополнительная литература
Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и образовательный уровни)»: Материалы Международной научно-практической конференции. – М., МПГУ, 2009.
Гришаева Л.И. Особенности использования языка и культурная идентичность коммуникантов: монография/Л.И.Гришаева. – Воронеж: ВГУ, 2007.
Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учебное пособие/ Л.И.Гришаева, Л.В.Цурикова. – 2-е изд., дополн. – Воронеж: ВГУ, 2004.
Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии.— М.— Воронеж, 2001. Личность, культура, язык. С. 119—127.
Методика обучения иностранным языкам в средней школе/Н.И. Гез и др.— М., 1982. Методы исследования. С. 11 —17.
Методика преподавания русского языка в школе /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000.
Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики: К 190-летию со дня рождения Ф.И.Буслаева: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., МПГУ, 2008.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.— М., 1995. Психодиагностика в высшей школе. С. 204—238.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. 3-е изд., стереотипное.— М., 1999. Предмет, методы и задачи педагогической психологии. С. 17—24.
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация.— М., 2000.
Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. пособие для вузов/А.Н.Щукин.- М.: Высш. шк., 2003.
1 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 3-е, стереот. М., 2003.
1 При этом особое внимание необходимо, на наш взгляд, обратить на новую терминологию: перечень речевых умений, навыков, готовностей объекта научения; речевые способности; виды языковой компетенции; степень владения языком, а также на то, что в определении объема этих понятий, установлении связей между их содержанием, содержанием обучения языку и системой языка заключается трудность.
1 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 3-е, стереот. М., 2003. – С. 165.
2 Там же. – С. 52.
1 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 3-е, стереот. М., 2003. – С.216.
1 Причем языковой способ выражения символа прецедентного текста должен естественно совпадать со способами выражения стереотипов других уровней: это может быть цитата, ставшая крылатым выражением, имя собственное, служащее не только обозначением художественного образа, но актуализирующееся у адресата, коннотации, связанные с соответствующим прецедентным текстом.
1 Внутренняя потребность в творческой деятельности, в творческой самостоятельности психологами и педагогами рассматривается как объективная закономерность развития личности.
2 Справедлива данная мысль в отношении к преподаванию не только русского языка как родного, но и как иностранного, т.к. оно ориентировано на повышение уровня коммуникативной компетенции как составной части интеллектуально-профессионального развития студентов, на совершенствование языковых способностей, позволяющих использовать богатство русских языковых средств в различных ситуациях общения, на формирование основ знаний и умений в области инокультурной (русскоязычной) «языковой картины мира».
1 Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия». 2004. С.3.
1 Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука. – С.37.
2 Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе, с.26.
1 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 3-е, стереот. М., 2003. – С. 52-57.
2 Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода//Вопросы языкознания, 1994. – №4. – С.27.
1 Там же.
2 Paivio A. Mental representations: A dual coding approach. – New York: Oxford Univ.Press, 1986. - С.121-122.
1 Сотова И.А. Формирование речевого самоконтроля (Русский язык в школе. – 2003. – №1. – С.3-11.
- Лекция № 2 (4 часа)
- 2.1 Процесс становления современного представления о языковой личности
- 2.1.1 Аспекты изучения речевой деятельности до начала хх века
- 2.1.2 Языковая личность как объект лингвистического изучения
- 2.1.3 Языковая личность в работах конца хх века
- 2.2 Трехуровневая модель языковой личности ю.Н. Караулова
- 2.3 Критерии, уровни и показатели сформированности
- Критерии, показатели и уровни сформированности «языковой личности» (при обучении русскому языку как родному)
- Критерии, уровни и показатели сформированности языковой личности (при обучении русскому языку как иностранному)
- Критерии, и уровни сформированности «языковой личности» (при обучении русскому языку как иностранному)
- Показатели сформированности «языковой личности» (при обучении русскому языку как иностранному)
- 2.4 Понятие «вторичная языковая личность»
- 2.5 Активизация когнитивной деятельности как условие формирования языковой личности
- Аспекты изучения речевой деятельности до начала хх века