Критерии, показатели и уровни сформированности «языковой личности» (при обучении русскому языку как родному)
I. Оптимальный уровень
Критерии:
индивидуальность языка и стиля;
умение проявить личностные качества, словом выразить не только мысли, но и чувства, отношение.
Показатели:
интерес к индивидуальности речевого развития, проявляющийся в стремлении обогатить словарь, совершенствовать речь;
осуществление активного читательского поиска;
целенаправленная работа с текстом по выявлению главных, значимых элементов, способов выражения авторской мысли и авторского отношения;
стремление активно взаимодействовать с автором текста;
организация активного диалога и полилога с учителем и одноклассниками;
умение выразить собственное отношение, мысли и чувства, эстетическую и эмоциональную оценку прочитанного языковыми средствами;
яркость, образность, эмоциональность речи, создаваемая уместным использованием разных тропов и эмоционально-оценочной лексики.
II. Допустимый уровень
Критерии:
богатство языка и речи;
выражение собственного отношения, эстетической и эмоциональной оценки;
эмоциональная и эстетическая оценка, воплощенная различными эмоционально-экспрессивными средствами.
Показатели:
интерес к чтению и письму, стремление обогатить язык и речь;
эстетическая и эмоциональная оценка прочитанного; наблюдение за «творческой мастерской» писателя, поэта, публициста;
активное участие в организованном учителем диалоге, эмоциональная отзывчивость;
уместное употребление разных видов тропов и эмоционально-оценочной лексики.
III. Критический уровень
Критерии:
эстетические переживания, эмоциональная отзывчивость:
уместное употребление тропов, стилистических фигур, эмоционально-оценочной лексики в устной и письменной речи.
Показатели:
умение определить тему, основную мысль текста;
умение проследить, какими языковыми средствами создан образ, переданы мысли, чувства, отношение автора;
умение создать текст по образцу.
- Лекция № 2 (4 часа)
- 2.1 Процесс становления современного представления о языковой личности
- 2.1.1 Аспекты изучения речевой деятельности до начала хх века
- 2.1.2 Языковая личность как объект лингвистического изучения
- 2.1.3 Языковая личность в работах конца хх века
- 2.2 Трехуровневая модель языковой личности ю.Н. Караулова
- 2.3 Критерии, уровни и показатели сформированности
- Критерии, показатели и уровни сформированности «языковой личности» (при обучении русскому языку как родному)
- Критерии, уровни и показатели сформированности языковой личности (при обучении русскому языку как иностранному)
- Критерии, и уровни сформированности «языковой личности» (при обучении русскому языку как иностранному)
- Показатели сформированности «языковой личности» (при обучении русскому языку как иностранному)
- 2.4 Понятие «вторичная языковая личность»
- 2.5 Активизация когнитивной деятельности как условие формирования языковой личности
- Аспекты изучения речевой деятельности до начала хх века