Показатели сформированности «языковой личности» (при обучении русскому языку как иностранному)
Критический уровень:
способность узнавать лексические, морфологические, синтаксические и фонологические особенности изучаемого языка и манипулировать ими на уровне слов и предложений;
сформированность лексико-грамматических автоматизмов (навыков) в разных видах речевой деятельности в пределах стереотипизированных высказываний;
готовность производить и воспринимать тексты повседневного использования (владение «обыденным языком»), понимать и воспроизводить в речи значительное богатство средств выражения;
способность на основе знаний о системно-структурных особенностях языкового строя изучаемого языка, о закономерностях типичной реализации языковых явлений в процессе коммуникации распознавать и понимать «национальную языковую картину» как обобщенный образ соответствующего языкового типа.
Допустимый уровень:
понимание ролей участников общения, информации, которой они обмениваются, и функций их взаимодействия;
способность воспринимать или продуцировать не отдельное предложение, а сверхфразовое единство; готовность отыскивать, извлекать, понимать и перерабатывать необходимую информацию в текстах;
способность придавать собственному высказыванию модальную окрашенность, готовность к импровизации речи, умение аргументировать;
уместное употребление в речи афоризмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок;
способность «подключаться» через тексты к иной картине мира.
Оптимальный уровень:
готовность в общении учитывать «фактор адресата», его позицию и степень осведомленности и, исходя из этого, целенаправленно строить высказывание;
умение использовать стилистические средства языка в рецептивной и продуктивной речевой деятельности; готовность соотносить интенции, мотивы, запрограммированные смыслы со способами их объективации в тексте;
умение выразить собственное отношение, мысли и чувства, эстетическую и эмоциональную оценку прочитанного языковыми средствами; яркость, образность, эмоциональность речи, создаваемая уместным использованием тропов и эмоционально-оценочной лексики;
умение различать деловую, научную и художественную прозу при продуцировании письменного текста, умение создавать вторичные тексты;
знания и умения в области русскоязычной «языковой картины мира»: овладение моделью культуры страны, собственно фактами культуры, познание традиций и закономерностей жизни языка, особенностей российского менталитета.
Проектирование речевого портрета языковой личности, определение критериев и показателей, присущих каждому из трех уровней ее сформированности, позволили нам по-новому моделировать процесс обучения РКИ.
Формированию языковой личности, способной к самостоятельной языковой творческой деятельности, помогает интенсивное развитие в процессе учебной и внеучебной лингвистической деятельности общих (интеллектуальных) и специальных (лингвистических) способностей учащихся, а также их инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей.
К творческой лингвистической деятельности учащихся можно отнести:
самостоятельный перенос общего лингвистического подхода к анализу языковых единиц на изучение нового для учащихся языкового материала;
самостоятельный выбор творческих форм при выполнении учебных задач;
проявление творческой инициативы при самостоятельном решении лингвистических задач;
профессионально ориентированная творческая деятельность1.
В связи с тем, что речевая деятельность – речетворческий процесс (Л.В.Щерба), результатом которого является неповторимая, личностно-окрашенная индивидуальная речь (в устной и письменной форме), можно говорить о том, что в процессе личностно направленного обучения будут не только в полной мере формироваться «компетентности», обозначенные в документах об образовании, но и развиваться чувство языка, языковая интуиция, и как результат – формироваться «языковая личность».
Резюме. Таким образом, актуальность исследуемой нами проблемы обусловлена тем, что в отрыве от языковой личности, без учета ее многоуровневой организации, без обращения к принципам формирования ее структуры невозможно создать эффективную методику обучения языку2.
Исходя из того, что в опыте нашей работы средством создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей формированию языковой личности, стал текст, в следующей главе будут раскрыты два подхода к пониманию природы текста, проанализирована связь знаний о тексте как речевом произведении с творческой деятельностью учащихся при восприятии и создании текста, рассмотрены функции текста в учебном процессе.
- Лекция № 2 (4 часа)
- 2.1 Процесс становления современного представления о языковой личности
- 2.1.1 Аспекты изучения речевой деятельности до начала хх века
- 2.1.2 Языковая личность как объект лингвистического изучения
- 2.1.3 Языковая личность в работах конца хх века
- 2.2 Трехуровневая модель языковой личности ю.Н. Караулова
- 2.3 Критерии, уровни и показатели сформированности
- Критерии, показатели и уровни сформированности «языковой личности» (при обучении русскому языку как родному)
- Критерии, уровни и показатели сформированности языковой личности (при обучении русскому языку как иностранному)
- Критерии, и уровни сформированности «языковой личности» (при обучении русскому языку как иностранному)
- Показатели сформированности «языковой личности» (при обучении русскому языку как иностранному)
- 2.4 Понятие «вторичная языковая личность»
- 2.5 Активизация когнитивной деятельности как условие формирования языковой личности
- Аспекты изучения речевой деятельности до начала хх века