logo
Лекция 2н

Показатели сформированности «языковой личности» (при обучении русскому языку как иностранному)

Критический уровень:

Допустимый уровень:

Оптимальный уровень:

Проектирование речевого портрета языковой личности, определение критериев и показателей, присущих каждому из трех уровней ее сформированности, позволили нам по-новому моделировать процесс обучения РКИ.

Формированию языковой личности, способной к самостоятельной языковой творческой деятельности, помогает интенсивное развитие в процессе учебной и внеучебной лингвистической деятельности общих (интеллектуальных) и специальных (лингвистических) способностей учащихся, а также их инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей.

К творческой лингвистической деятельности учащихся можно отнести:

В связи с тем, что речевая деятельность – речетворческий процесс (Л.В.Щерба), результатом которого является неповторимая, личностно-окрашенная индивидуальная речь (в устной и письменной форме), можно говорить о том, что в процессе личностно направленного обучения будут не только в полной мере формироваться «компетентности», обозначенные в документах об образовании, но и развиваться чувство языка, языковая интуиция, и как результат – формироваться «языковая личность».

Резюме. Таким образом, актуальность исследуемой нами проблемы обусловлена тем, что в отрыве от языковой личности, без учета ее многоуровневой организации, без обращения к принципам формирования ее структуры невозможно создать эффективную методику обучения языку2.

Исходя из того, что в опыте нашей работы средством создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей формированию языковой личности, стал текст, в следующей главе будут раскрыты два подхода к пониманию природы текста, проанализирована связь знаний о тексте как речевом произведении с творческой деятельностью учащихся при восприятии и создании текста, рассмотрены функции текста в учебном процессе.