3. Методы исследования звукового строя языка
В числе методов, используемых в ходе анализа звукового и интонационного строя языка, целесообразно выделить те, которые основаны на субъективном восприятии, и инструментальные методы исследования, использующие различные технические средства: компьютеры, спектрографы, интонографы и др.
С момента зарождения фонетики как науки исследователи опирались только на собственное наблюдение и восприятие (субъективные методы). Экспериментальные методы (объективные), позаимствованные из физики и психологии, появились во второй половине 19 в. Эти методы позволили более детально изучить многие явления звуковой волны, процесса артикуляции в любой момент времени и проследить изменения этих явлений на разных временных отрезках. Современные фонетические работы, особенно экспериментальные, сочетают объективные и субъективные методы фонетического анализа.
Артикуляторная фонетика, граничащая с анатомией и физиологией, наряду с методом прямого наблюдения (наблюдение с помощью зеркала за движениями губ, языка) использует рентгенографию, фиксирующую положение органов речи в момент артикуляции, кинорентгенографирование, с помощью которого можно получить сведения о движении органов речи на протяжении артикуляции, о переходных процессах, о варьировании звуков в речевом потоке. Артикуляции губ исследуются с помощью фото- и кино-фотографирования. Используют методы прямого палатографирования и лингвографирования. Язык или небо покрывают красящим веществом, после чего диктор произносит звук или слово; далее с помощью зеркала фотографируется изображение нёба со следами прикосновения языка – палатограмма. Аналогичным образом фиксируют изображение языка – лингвограмма. Исследование движения голосовых связок производится с помощью ларингоскопа и ларингофона (электроакустического датчика), который фиксирует наличие или отсутствие голоса, а также гортанную смычку. В настоящее время в артикуляторной фонетике делаются попытки исследования артикуляции звуков речи с помощью магнитно-резонансной томографии.
Акустическая фонетика измеряет и анализирует колебания звукового потока. Она также прибегает к комбинации метода прямого наблюдения и инструментальных методов. Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектрографы, осциллографы и компьютерные программы для анализа звучащей речи (Speech Analyzer, Praat), которые позволяют изучить речевой поток и его отдельные компоненты в динамике.
Методы, задействованные в перцептивной фонетике, заимствованы из экспериментальной психологии, а также могут создаваться специально, в зависимости от той задачи, которую решает исследователь. Основные виды перцептивной деятельности в таких исследованиях опознание, различение и сравнение звуковых фрагментов разной протяженности. При опознании испытуемые, услышав речевой сигнал (стимул), должны его обозначить каким-то образом (транскрипцией, буквами алфавита), при различении определить, являются ли звуки одинаковыми или разными, при сравнении они решают, какой их звуков похож на третий. По характеру обозначений экспериментатор определяет перцептивные возможности испытуемых, их способность замечать те или иные акустические характеристики, потенциальные способности аудиторов различать звуки с определенными характеристиками и т. д.
Функциональная фонетика использует специальные методы установления фонемного инвентаря языка с помощью дистрибутивного и семантического анализа. Дистрибутивный метод сводится к определению фонемной принадлежности отдельного звука. Семантический метод нацелен на установление фонетической структуры языка благодаря способности фонемы выполнять смыслоразличительную функцию.
- Лекция 1 Фонетика как научная дисциплина План лекции
- 1. Предмет фонетики
- 2. Разделы фонетики
- 3. Методы исследования звукового строя языка
- 4. Связь фонетики с другими науками
- 5. Устройство произносительного аппарата человека
- Лекция 2 Принципы классификации английских гласных и согласных План лекции
- 1.Принципы классификация английских согласных
- 2. Принципы классификация английских гласных
- 2.4. Характер отступа гласного
- 2.6. Напряженность
- Лекция 3 Модификация гласных и согласных звуков в связной речи План лекции
- 1. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речевой цепи
- 2.3. Ассимиляция по степени стабильности
- 3. Аккомодация
- 4. Элизия
- 5. Редукция
- Лекция 4 Словесное ударение в английском языке План лекции
- 1. Понятие словесного ударения
- 2. Степень и позиция ударения в слове
- 3. Место ударения в слове
- 4. Лингвистическая функция ударения
- Лекция 5
- Понятие слога. Принципы слогоделения и слогообразования
- В английском языке
- План лекции
- 2.2. Слогообразование с помощью сонантов
- Лекция 6 Интонация План лекции
- 1. Определение интонации
- 2. Функции интонации
- 3. Сегменты интонационной модели предложения. Нотация интонации в тексте и на шкале
- Лекция 7 Английское произношение: социальная и региональная дифференциация План лекции
- 1. Территориальная и социальная дифференциация произношения
- 2. Rp и современные тенденции английского произношения
- 3. Территориальные разновидности английского произношения в Великобритании
- 4. Фонетические особенности произносительных вариантов английского языка в сша
- 5. Британский и Американский произносительные стандарты
- Лекция 8 Теория фонемы План лекции
- 1.Фонема. Определение фонемы
- 2. Аспекты фонемы
- 2.2. Абстрактный и обобщающий аспект фонемы
- 1.3. Функциональный аспект фонемы
- 5. Методы фонологического анализа
- 6. Основные направления в развитии теории фонемы
- 7. Морфонология
- 8. Спорные вопросы в системе английских фонем
- Приложение
- Указатель имен