3. Сегменты интонационной модели предложения. Нотация интонации в тексте и на шкале
Интонационная модель
Интонационная модель состоит из одного или более слогов, расположенных на различных высотных уровнях и обладающих большей или меньшей степенью выделенности. Интонационная модель включает следующие сегменты: предшкалу, шкалу, ядро и заядерную часть. Ядро и заядерная часть интонационной модели формируют терминальный тон.
Интонационная модель служит целям актуализации синтагмы или смысловой группы. Синтагма или смысловая группа – относительно законченный по смыслу отрезок речевой цепи, границы которого определяются просодическими средствами. Поскольку любая синтагма представляет собой слово или группу слов, характеризующихся определенной интонационной моделью и смысловой завершенностью, она иначе называется интонационной группой. Каждое предложение может состоять из одной или нескольких интонационных групп. Сравните: He is nearly sixty.‖ и As a matter of fact ∣he is nearly sixty.‖
Предшкала включает безударные и полуударные слоги до первого ударного слога.
Шкала – последовательность слогов, начинающаяся с первого ударного до последнего ударного, предшествующего ядру.
Ядро – самый выделенный слог интонационной группы.
Заядерная часть интонационной группы – полуударные и безударные слоги, следующие за ядром.
В предложении “Theу ˈdon’t ˈmake ˈsuch a ˎfuss of it.” элементы интонационной модели следующие: Theу – предшкала, ˈdon’t ˈmake ˈsuch a – шкала, ˎfuss – ядро, of it – заядерная часть.
Значимое изменение высоты голоса в пределах ядра, например, падение или подъем, называется ядерным тоном. Ни одна интонационная группа не может существовать без ядра, наиболее важного сегмента интонационной модели. Именно здесь содержится наиболее важная информация.
Части интонационной модели могут комбинироваться различными способами и выражать, таким образом, различные значения. Например, высокая шкала и нисходящий тон выражают серьезность: Not at ˎall, высокая шкала и восходящий тон – дружеское расположение: Not at ͵all.
Интонационная модель может быть представлена интонационной разметкой в тексте, а также на шкале в виде двух параллельных линий, обозначающих верхнюю и нижнюю границы голосового диапазона. К примеру, интонационно размеченное предложение You’d ↘get to ˈknow quite a ↑lot of ˈinteresting people на шкале отображается следующим образом:
Знак «∙» обозначает безударные слоги, «─» ударные, «» отображает понижение голоса на ударном слоге и маркирует ядро в виде низкого нисходящего тона, «↑» - специальный подъем, элемент постепенно-нисходящей шкалы.
Разметка интонации в тексте осуществляется с помощью системы нотации, отображенной в Таблице 1.
Таблица 1. Система нотации интонации в тексте
Типы шкал | Терминальные тоны | Заядерная часть |
[╵] ударные слоги шкалы | [] низкий (средний) нисходящий тон | [╷] безударные и полуударные слоги |
[↘] постепенно нисходящая шкала | [‛] высокий нисходящий тон | |
[ ↗] постепенно восходящая шкала | [‚] низкий восходящий тон | |
[ ↑] специальный подъем (элемент постепенно-нисходящей шкалы) | [’] высокий восходящий тон | |
[] высокая ровная шкала | [] [∧] восходяще -нисходящий тон | |
[→] средняя ровная шкала | [] [∨]нисходяще - восходящий тон | |
[] низкая ровная шкала | [ ] ровный тон |
Ударение в предложении и ритм
В потоке речи ударение в слове включается в ткань интонации. В этом смысле его можно назвать фразовым. Фразовое ударение – выделение слов во фразе. Ударными в английской речи являются существительные, прилагательные, смысловые глаголы, числительные, наречия, вопросительные и указательные местоимения, абсолютная форма притяжательных местоимений. Неударными выступают вспомогательные и модальные глаголы, артикли, предлоги, союзы, частицы, личные и притяжательные местоимения. В предложении “He ˈsaid he’d ˈcome in the ˈmorning.” ударными выступают слова, маркированные знаком «ˈ» перед ударным слогом. Именно фразовое ударение образует ритм речи.
Ритм речи – регулярное чередование ударных и безударных слогов в отрезке речи.
Человеческая речь не характеризуется точной равномерностью (изохронностью) этих чередований. В ней прослеживается лишь тенденция к изохронности.
Единицами ритмической структуры высказывания являются ударные лексические группы – ритмогруппы. Ритмогруппа состоит как минимум из одного ударного слога и, как правило, одного ударного и одного или нескольких безударных слогов. Границами между ритмогруппами выступают ударные слоги, которые называются пиками ритма. Неударные слоги заполняют пространство между ударными слогами. В живой речи количество неударных слогов всегда разное. Поэтому для сохранения одинаковых промежутков между ритмогруппами неударные слоги произносятся быстрее. Данный принцип изохронности английской речи можно легко проследить на примере следующего предложения: I ˈwant to ˈlisten to his ˈstory. Если символом «V» обозначить ударные слоги, а символом «◦» – безударные, то схема чередования ударных и безударных слогов в предложении такова: ◦V◦V◦◦◦V◦. Шкала повторения ритмогрупп, состоящих из ударных и безударных слогов, прерывается во второй ритмогруппе в результате повторения трех безударных слогов. Для сохранения ритма произнесение данных трех безударных слогов сокращается, приближаясь по длительности к звучанию одного безударного слога.
Наиболее четко изохронность английской речи проявляется в поэзии.
ˈTwinkle, ˈtwinkle ˈlittle ˈstar…
ˈHow I ˈwonder ˈwhat you ˈare…
ˈUp aˈbove the ˈworld so ˈhigh…
ˈLike a ˈdiamond in the ˈsky…
Сохранение ритма английской речи наблюдается не только в поэзии, но и в прозе: She ˈwanted me to ˈtalk to him. This ˈisn’t quite the ˈmoment for it. В живой разговорной речи ритм проявляется то четче, то слабее, то исчезает совсем и становится незаметным.
Во фразовом ударении реализуется и другой вид ударения в предложении – синтагматическое ударение. Синтагматическое ударение связано с градацией по выделенности, т.е. оно выделяет ядро интонационной группы и служит для объединения элементов синтагмы в одно целое и отделения одной синтагмы от другой. Таким образом, синтагматическое ударение оформляет синтагму, наделяя слоги различной степенью выделенности.
Синтагматическое ударение может быть эмфатическим. К примеру, если предложение He ˈalways underˈstands what I ˎsay произнести с высоким нисходящим тоном, то оно будет звучать более эмоционально, а слово say будет эмфатически выделено. Иными словами, эмфатическое ударение связано с определенными просодическими средствами достижения выделенности: высоким нисходящим и восходящее-нисходящим ядерными тонами.
Синтагматическое ударение может быть также логическим. Логическое ударение – фонетическое явление, которое характеризуется такой структурной моделью выделенности, при которой любое слово (служебное или знаменательное) может быть акцентировано говорящим в зависимости от значения предложения. Сравните:
↘Nelly ˈspoke to him ˎyesterday. (When did Nelly speak to him?)
↘Nelly ˈspoke to ˎhim ˌyesterday. (Who did Nelly speak to yesterday?)
ˈNelly ˎspoke to him ˌyesterday. (What did Nelly do yesterday?)
ˎNelly ˌspoke to him ˌyesterday. (Who spoke to him yesterday?)
В данных примерах перестановка ядра привела к сдвигу семантического центра синтагмы и изменению значений предложений.
- Лекция 1 Фонетика как научная дисциплина План лекции
- 1. Предмет фонетики
- 2. Разделы фонетики
- 3. Методы исследования звукового строя языка
- 4. Связь фонетики с другими науками
- 5. Устройство произносительного аппарата человека
- Лекция 2 Принципы классификации английских гласных и согласных План лекции
- 1.Принципы классификация английских согласных
- 2. Принципы классификация английских гласных
- 2.4. Характер отступа гласного
- 2.6. Напряженность
- Лекция 3 Модификация гласных и согласных звуков в связной речи План лекции
- 1. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речевой цепи
- 2.3. Ассимиляция по степени стабильности
- 3. Аккомодация
- 4. Элизия
- 5. Редукция
- Лекция 4 Словесное ударение в английском языке План лекции
- 1. Понятие словесного ударения
- 2. Степень и позиция ударения в слове
- 3. Место ударения в слове
- 4. Лингвистическая функция ударения
- Лекция 5
- Понятие слога. Принципы слогоделения и слогообразования
- В английском языке
- План лекции
- 2.2. Слогообразование с помощью сонантов
- Лекция 6 Интонация План лекции
- 1. Определение интонации
- 2. Функции интонации
- 3. Сегменты интонационной модели предложения. Нотация интонации в тексте и на шкале
- Лекция 7 Английское произношение: социальная и региональная дифференциация План лекции
- 1. Территориальная и социальная дифференциация произношения
- 2. Rp и современные тенденции английского произношения
- 3. Территориальные разновидности английского произношения в Великобритании
- 4. Фонетические особенности произносительных вариантов английского языка в сша
- 5. Британский и Американский произносительные стандарты
- Лекция 8 Теория фонемы План лекции
- 1.Фонема. Определение фонемы
- 2. Аспекты фонемы
- 2.2. Абстрактный и обобщающий аспект фонемы
- 1.3. Функциональный аспект фонемы
- 5. Методы фонологического анализа
- 6. Основные направления в развитии теории фонемы
- 7. Морфонология
- 8. Спорные вопросы в системе английских фонем
- Приложение
- Указатель имен