План лекции
1. Понятие слога. Теории слога 2. Слогообразование в английском языке 2.1. Слогообразование с помощью гласных звуков 2.2. Слогообразование с помощью сонантов 3. Правила слогоделения в английском языке |
Понятие слога. Теории слога
Слог – это звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха [2, c. 55].
Вопросы слога и слогоделения с давних пор интересуют исследователей. Cуществуют нескольких теорий слога.
Экспираторная теория (дыхательная теория) сводится к тому, что слог есть звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Соответственно, количество выдыхаемых толчков приравнивается количеству слогов. Экспираторная теория, разработанная Р. Стетсоном, часто подвергается критике. Основным контраргументом является тот факт, что одним выдыхаемым толчком можно произнести не только один слог, но и слово, и несколько предложений.
Сонорная теория, предложенная О. Есперсеном (для русского языка данная теория разрабатывалась Р.И. Аванесовым), рассматривает слог как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным. Согласно шкале сонорности наибольшей сонорностью обладают гласные звуки, наименьшей – глухие согласные. Элемент с наибольшей степенью сонорности является вершиной слога. Таким образом, слог состоит из звука с наибольшей степенью сонорности или последовательности звуков, один из которых обладает наибольшей сонорностью, а другие – меньшей сонорностью.
Слабыми сторонами данной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная, а также то, что теория сонорности не объясняет сам механизм слогообразования и слогоделения.
Теория мускульного напряжения, сторонниками которой выступают Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, предполагает, что слог произносится единым мускульным напряжением, а вся реальная речь является цепью напряжений или импульсов. Каждый импульс представлен тремя фазами: усилением, вершиной, ослаблением. Распределение мускульной напряженности при произнесении звуковых цепочек указывает на границы слогов: усиление мускульной напряженности маркирует начало слога, ослабление – конец слога. Согласно этой теории, каждый слог на произносительном уровне образуется «дугой» мускульного напряжения.
Недостатком теории является то, что стремление положить в основу теории лишь артикуляторный принцип, сводит проблему слога и слогоделения лишь к работе органов речи.
Попытку объединить артикуляторный и акустический аспекты в ходе исследования слога, предпринял Н.И. Жинкин [2]. Его теория получила название теории громкости. Эксперименты, проводимые исследователем, показали, что изменение громкости на перцептивном уровне образуется благодаря тому, что глотка изменяет форму при произнесении того или иного звука речи. Сужение глоточной трубы приводит к повышению дуги громкости и обозначению вершины слога.
Несмотря на различное понимание природы слога представителей вышеперечисленных теорий объединяет то, что вершиной слога (ядром слога) выступает наиболее выделенный звук, который называется слогообразующим. К ядру слога примыкают элементы, чаще согласные, которые называются маргинальными и не являются слогообразующими. К примеру, слово map состоит из одного слога, ядром которого является [æ], а маргинальными элементами [m], [p].
Слог есть понятие фонетическое, а не графическое, хотя часто для наглядности слоги в слове представляются графически, границы между слогами обозначаются с помощью дефиса. Например, ta-ble, smit-ten, sim-u-late, bad-ly, do-n’t, ca-me-ra.
Правила чтения английских букв, особенно гласных, связаны с их положением в слове и зависят от количества и качества соседних букв. Не менее важно знать, находятся ли соседние буквы в одном или в разных слогах – от этого также будет зависеть их чтение.
Принцип деления слов на слоги в английском языке не так прост и нагляден, как в русском: один звук (одна гласная буква) – один слог. Как видно из приведенных выше графических примеров деления слов на слоги, в один слог может входить, наряду с согласными, одна «немая» гласная буква или по две и три согласных буквы. Это ярко иллюстрирует разрыв между графической и фонетической сторонами английского языка.
Слогообразующими звуками в английском языке являются не только гласные, но и сонорные согласные [l, m, n], которые называются сонантами. Самое большое количество слогов в английском языке образуется с помощью сонанта [l]. Например, ta-ble, trou-ble, mid-dle, ap-ple, fid-dle, puz-zle и т.д.
Слогообразование в английском языке
В английском языке к элементам слогообразования относятся все гласные звуки: монофтонги, дифтонги, дифтонгоиды, а также три сонорных согласных звука – [l, m, n].
Слогообразование с помощью гласных звуков
Слогообразование с помощью гласных звуков имеет ряд закономерностей, которые состоят в следующем:
1) гласные звуки являются основными слогообразующими элементами английского языка;
2) гласные звуки образуют слог как самостоятельно, так и вместе с согласными звуками;
3) слог, образованный гласным звуком, может занимать любое положение в слове, быть ударным и безударным;
4) «немые» гласные звуки никогда не образуют слоги, т.к. не передают звука, а входят в слоги, образованные другими слогообразующими звуками.
Если символами С и V обозначить соответственно согласный звук и гласный звук, то слоговую структуру в английском языке можно представить большим количеством сочетаний звуков, которые могут быть объединены в 4 типа слогов. Это а) абсолютно открытый, б) абсолютно закрытый, в) прикрытый в начале, г) прикрытый в финале слоги.
Абсолютно открытый слог – слог, состоящий из одного гласного звука (V), например, are, or.
Абсолютно закрытый слог – это слог, состоящий из одного гласного звука, находящегося между согласными (CVC, CVCC, CСVC и т.д.), например, bit, left, place.
Прикрытый в начале слог – это слог, состоящий из одного согласного звука или последовательности звуков, предшествующих одному гласному звуку (CV, CCV, CCCV), например, too, spy, straw.
Слог, прикрытый в финале, завершается одним или более согласными звуками (VC, VCC, VCCC), например, on, act, acts.
Произведем упрощение приведенных формул:
|
|
| V |
|
|
|
(С) V (C)
|
|
| C | V | C |
|
| |
|
| C | V | C | C |
| |
|
| C | V | C | C | C | |
|
| C | V |
|
|
| |
| C | C | V |
|
|
| |
C | C | C | V |
|
|
| |
|
|
| V | C |
|
| |
|
|
| V | C | C |
| |
|
|
| V | C | C | C |
В скобках размещены факультативные элементы слоговой структуры английского языка. Тот факт, что согласная буква/звук является факультативным элементом слога в английском языке, подтверждает статус гласного звука/буквы как основного слогообразующего элемента английского языка.
- Лекция 1 Фонетика как научная дисциплина План лекции
- 1. Предмет фонетики
- 2. Разделы фонетики
- 3. Методы исследования звукового строя языка
- 4. Связь фонетики с другими науками
- 5. Устройство произносительного аппарата человека
- Лекция 2 Принципы классификации английских гласных и согласных План лекции
- 1.Принципы классификация английских согласных
- 2. Принципы классификация английских гласных
- 2.4. Характер отступа гласного
- 2.6. Напряженность
- Лекция 3 Модификация гласных и согласных звуков в связной речи План лекции
- 1. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речевой цепи
- 2.3. Ассимиляция по степени стабильности
- 3. Аккомодация
- 4. Элизия
- 5. Редукция
- Лекция 4 Словесное ударение в английском языке План лекции
- 1. Понятие словесного ударения
- 2. Степень и позиция ударения в слове
- 3. Место ударения в слове
- 4. Лингвистическая функция ударения
- Лекция 5
- Понятие слога. Принципы слогоделения и слогообразования
- В английском языке
- План лекции
- 2.2. Слогообразование с помощью сонантов
- Лекция 6 Интонация План лекции
- 1. Определение интонации
- 2. Функции интонации
- 3. Сегменты интонационной модели предложения. Нотация интонации в тексте и на шкале
- Лекция 7 Английское произношение: социальная и региональная дифференциация План лекции
- 1. Территориальная и социальная дифференциация произношения
- 2. Rp и современные тенденции английского произношения
- 3. Территориальные разновидности английского произношения в Великобритании
- 4. Фонетические особенности произносительных вариантов английского языка в сша
- 5. Британский и Американский произносительные стандарты
- Лекция 8 Теория фонемы План лекции
- 1.Фонема. Определение фонемы
- 2. Аспекты фонемы
- 2.2. Абстрактный и обобщающий аспект фонемы
- 1.3. Функциональный аспект фонемы
- 5. Методы фонологического анализа
- 6. Основные направления в развитии теории фонемы
- 7. Морфонология
- 8. Спорные вопросы в системе английских фонем
- Приложение
- Указатель имен