2.2. Слогообразование с помощью сонантов
Некоторые сонорные согласные звуки, в которых голос преобладает над шумом, до размыкания полной преграды произносятся протяжно, и их звучание по длительности сходно со звучанием гласных. Тем не менее только [l, m, n] из семи сонорных [l, m, n, r, j, w, ŋ] являются слогообразующими. Причина этого состоит в следующем: а) [r, j, w] произносятся кратко и всегда соседствуют со слогообразующими гласными, в чьи слоги и входят; б) [ŋ] в конце слов произносится протяжно, как сонант, однако этот звук также всегда соседствует со слогообразующими гласными, в чьи слоги и входит. Звук [ŋ] имеет в английском слове определенную локализацию – в середине или в финале слова. Передается сочетанием ng и n+велярный согласный: long, tongue, sink, uncle, finger.
Сонанты [l, m, n] локализуются во всех позициях в слове: в самом начале (many, now, little), в середине (summer, sunny, glad), в финале (seem, sin, tall).
Сонорный согласный [w] появляется в инициале и в середине слова (медиали) warm, sweet, language, question передается w, wh, gu, qu. Аналогичную позицию в слове занимает [j], передается y, u, ew, eau, ui: yard, mute, few, feud, beauty, suit.
Сонорный звук [r] появляется во всех трех позициях в слове: инициали, медиали, финали.
Слогообразующий потенциал сонорного звука зависит от дистрибуции звука в словах языка, от протяжности/отрывистости артикуляции.
Закономерности слогообразования с помощью сонантов проявляются в следующем:
1) слог должен иметь в своем составе «немую» гласную букву: table, idle, middle, handle, double, pupil, blossom;
2) сонант должен стоять либо после шумного согласного, либо отделяться от него «немой» гласной буквой (e, a, i): final pencil, medal, level;
3) слог, образованный сонантом, стоит в конце слова и очень редко в середине составных слов: gentlemen [ˈʤen-tl-mən];
4) слог, образованный сонантом, всегда бывает безударным;
5) число слов со слогообразующим сонантом ограничено.
Самое большое количество слогов образует сонант [l]:
а) в конце слова после шумного согласного перед «немой» буквой «e», к примеру, dou-ble;
б) в конце слова после шумного согласного в сочетании с «немой» гласной, например, le-vel.
Сонант [n] образует слоги в следующих случаях:
а) в сокращенных отрицательных формах вспомогательных и модальных глаголов: doesn't [dʌz–nt], couldn’t [kʊd–nt], isn’t [ɪz–nt];
б) в формах Past Participle неправильных глаголов: driven [drɪ-vn], forgiven [fə-ˈgɪ-vn], forgotten [fə-ˈgɒ-tn];
г) в конце слов после сочетания согласной и «немой» гласной: e-le-ven, pre-sent, fas-ten, cot-ton, par-don.
Сонант [m] образует слоги очень редко: blos-som [ˈblɒ-sm].
Правила слогоделения в анлийском языке
Правила слогоделения представляют большую практическую ценность для изучающих английский язык. Особенно они важны, когда нужно знать, является ли слог открытым или закрытым, и в зависимости от этого установить, как читается гласная буква в конкретном слове. Они также важны и нужны при установлении ударных и безударных слогов в слове. Особенно это важно при выделении границ слов в связной речи, что напрямую связано с восприятием речи, с членением речи на значимые в смысловом отношении сегменты и с пониманием в целом, например, an ice house [ən ˈaɪs ˈhaus] – a nice house [əˈnaɪs ˈhaus].
Не трудно посчитать количество слов в слове – сколько гласных звуков, столько и слогов, или же нужно найти слог с сонантом [l, m, n].
Гораздо труднее найти границы слогов в двусложных или многосложных словах.
Граница слога маркируется:
1) ударением, знаком ударения графически или воспринимается на слух выделенностью, например, ctreate [krɪ-ˈeɪt], concern [kən -ˈsɜ:n];
2) переходом от одного гласного звука к другому в пределах слова: seeing [ˈsi:-ɪŋ], bluish [ˈblu:-ɪʃ];
3) интервокальным согласным, который принадлежит к последующему слогу, например, writing [ˈraɪ-tɪŋ]. Это происходит только в тех случаях, когда не нужно закрывать слог, т.е. когда предшествующий гласный звук либо долгий монофтонг, либо дифтонг. Если гласный, предшествующий согласному в интервокальной позиции, краткий то согласный принадлежит предшествующему слогу, т.е. согласный должен сделать слог закрытым: pity [ˈpɪt-ɪ], sorry [ˈsɒr-ɪ].
Существует и другие точки зрения. Интервокальный согласный принадлежит следующему гласному, образует с ним слог: pity [ˈpɪ-tɪ], city [ˈsɪ-tɪ]. Или же граница проходит через согласный звук, деля его наполовину, таким образом, он относится и к первому слогу, и ко второму. В случае с удвоенной согласной буквой это несложно представить. Например, sor-ry, mar-ry, car-ry.
Имеется еще одна точка зрения на слогоделение в английском языке. Оно должно совпадать с границами морфем слова, т.е. с корневой морфемой, префиксом, суффиксом, окончанием. Например, natur-al-ly, где natur – корневая морфема, -al – суффикс прилагательного, -ly – суффикс наречия.
- Лекция 1 Фонетика как научная дисциплина План лекции
- 1. Предмет фонетики
- 2. Разделы фонетики
- 3. Методы исследования звукового строя языка
- 4. Связь фонетики с другими науками
- 5. Устройство произносительного аппарата человека
- Лекция 2 Принципы классификации английских гласных и согласных План лекции
- 1.Принципы классификация английских согласных
- 2. Принципы классификация английских гласных
- 2.4. Характер отступа гласного
- 2.6. Напряженность
- Лекция 3 Модификация гласных и согласных звуков в связной речи План лекции
- 1. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речевой цепи
- 2.3. Ассимиляция по степени стабильности
- 3. Аккомодация
- 4. Элизия
- 5. Редукция
- Лекция 4 Словесное ударение в английском языке План лекции
- 1. Понятие словесного ударения
- 2. Степень и позиция ударения в слове
- 3. Место ударения в слове
- 4. Лингвистическая функция ударения
- Лекция 5
- Понятие слога. Принципы слогоделения и слогообразования
- В английском языке
- План лекции
- 2.2. Слогообразование с помощью сонантов
- Лекция 6 Интонация План лекции
- 1. Определение интонации
- 2. Функции интонации
- 3. Сегменты интонационной модели предложения. Нотация интонации в тексте и на шкале
- Лекция 7 Английское произношение: социальная и региональная дифференциация План лекции
- 1. Территориальная и социальная дифференциация произношения
- 2. Rp и современные тенденции английского произношения
- 3. Территориальные разновидности английского произношения в Великобритании
- 4. Фонетические особенности произносительных вариантов английского языка в сша
- 5. Британский и Американский произносительные стандарты
- Лекция 8 Теория фонемы План лекции
- 1.Фонема. Определение фонемы
- 2. Аспекты фонемы
- 2.2. Абстрактный и обобщающий аспект фонемы
- 1.3. Функциональный аспект фонемы
- 5. Методы фонологического анализа
- 6. Основные направления в развитии теории фонемы
- 7. Морфонология
- 8. Спорные вопросы в системе английских фонем
- Приложение
- Указатель имен