2. Rp и современные тенденции английского произношения
Современный британский произносительный стандарт неоднороден. Внутри него выделяются несколько языковых типов: консервативный английский (conservative – язык старшего поколения, королевской семьи и парламента), общепринятый стандарт (general RP forms - язык СМИ, его еще называют BBC English) и продвинутый/авангардный английский (advanced – язык молодой элиты, выпускников университетов). Последний тип – самый подвижный, именно он активно вбирает в себя элементы других языков и культур. Advanced English больше всего подвержен общей тенденции изменения языка. Изменения происходят прежде всего в лексике, одной из самых мобильных частей языка: возникают новые явления, которые надо назвать, а старые слова приобретают новые названия. Новая лексика приходит в британский молодежный язык и из других вариантов английского, в частности, американского, из модных книг, Интернет-среды и т.д. Выделяется еще один тип произносительного стандарта напоминающего RP, получивший название Near-RP southern. На нем говорят учителя английского и профессора колледжей преимущественно на юге и юго-востоке Англии.
Наиболее четко произносительные тенденции в английском языке прослеживаются в рамках Advanced English. Итак, каковы эти тенденции?
1. Ослабление или усечения глайда ряда дифтонгов. Напомним, что дифтонг состоит из двух элементов: ядра и глайда. В некоторых позициях в ряде дифтонгов глайд может либо просто ослабляется, либо совсем усекаться. В этом случае дифтонг превращается в монофтонг. Подобный процесс характерен для следующих дифтонгов:
а) [eɪ] в финальной позиции [təˈdeɪ], [seɪ], [meɪ] → [təˈde], [se], [me];
б) [aɪ], [aʊ] в позиции перед [ə] в словах [taʊə], [faɪə] в речи молодых носителей RP звучат как [a:] [ta:], [fa:];
в) то же самое происходит с дифтонгом [ʊə]: poor [pʊə] → [pɔ:].
2. Централизация гласных переднего и заднего ряда. Самым показательным примером является переход [oʊ] в [əʊ] в словах типа phone, [fəʊn], note [nəʊt]. Тенденция настолько устойчива, что во многих британских учебниках фонетический значок [oʊ] был заменен на [əʊ].
3. Удлинение кратких гласных происходит во многих словах: big, his, is, которые произносятся с [i:]. Удлинение [ɪ] часто происходит в финальных позициях: very [ˈveri:], many [ˈmæni:]. В слове good происходит удлинение [ʊ], в словах yes, men, said, bad, bag удлиняются [e, æ].
4. Оглушение и озвончение согласных. В конце слов звонкие согласные частично оглушаются, и, наоборот, глухие согласные, к примеру [t], в интервокальной позиции озвончаются, например, better [ˈbetdə], letter [ˈletdə]. В этих позициях только разница в силе артикуляции является дифференциальным признаком.
5. Потеря [h] в начале служебных слов в беглой речи. He wants her to come [hi˙ ˈwɒnts hɜ˙ təˎkʌm] → [i˙ ˈwɒnts ɜ˙ təˎkʌm].
6. Палатализация [k] в конце слов, например, week [wi:k’], quick [kwɪk’].
7. Связующий и интрузивный [r]. Если за словом, оканчивающимся на согласный [r] следует гласный, то произносится звук, который называется «связующий [r]», к примеру, there_is, for_example, for_a moment. Интрузивным называется звук, который произносится перед последующим гласным, даже если он отсутствует в написании. Особенно часто интрузивный [r] произносится после нейтрального звука [ə]: China_and [ˈʧaɪnərənd].
8. Твердый приступ часто используется в немецком языке в слогах, начинающихся сгласных, что придаёт специфическую резкость немецкой речи. В RP твердый приступ может встречаться в следующих случаях: 1) вместо заканчивающего слог [t] перед следующим согласным, как в слове batman [ˈbætmən] → [ˈbæʡmən] или not quite [ˈnɒt ˈkwaɪt] → [ˈnɒʡ ˈkwaɪt]; 2) в определенных сочетаниях согласных, как в словах: box [bɒʡks], simply [ˈsɪʡmplɪ].
9. Комбинаторные изменения. Под влиянием соседних звуков происходят следующие изменения:
а) под влиянием американского английского происходит выпадение [j] в сочетаниях [j+u:], [l+u:]: student [ˈstu:dənt], suite [su:t], super [ˈsu:pə], flute [flu:t] (искл. assume [əˈsju:m]);
в) комбинации звуков [tj, dj, sj] → [ʧ, ʤ, ʃ], например, actual [ˈæktjʊəl] → [ˈækʧʊəl], graduate [ˈgrædjʊeɪt] → [ˈgræʤʊeɪt], issue [ˈɪsju:] → [ˈɪʃu:].
До сих пор мы подробно говорили о Британском произносительном стандарте – RP. Остановимся теперь на территориальных субстандартах английского на территории Великобритании.
- Лекция 1 Фонетика как научная дисциплина План лекции
- 1. Предмет фонетики
- 2. Разделы фонетики
- 3. Методы исследования звукового строя языка
- 4. Связь фонетики с другими науками
- 5. Устройство произносительного аппарата человека
- Лекция 2 Принципы классификации английских гласных и согласных План лекции
- 1.Принципы классификация английских согласных
- 2. Принципы классификация английских гласных
- 2.4. Характер отступа гласного
- 2.6. Напряженность
- Лекция 3 Модификация гласных и согласных звуков в связной речи План лекции
- 1. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речевой цепи
- 2.3. Ассимиляция по степени стабильности
- 3. Аккомодация
- 4. Элизия
- 5. Редукция
- Лекция 4 Словесное ударение в английском языке План лекции
- 1. Понятие словесного ударения
- 2. Степень и позиция ударения в слове
- 3. Место ударения в слове
- 4. Лингвистическая функция ударения
- Лекция 5
- Понятие слога. Принципы слогоделения и слогообразования
- В английском языке
- План лекции
- 2.2. Слогообразование с помощью сонантов
- Лекция 6 Интонация План лекции
- 1. Определение интонации
- 2. Функции интонации
- 3. Сегменты интонационной модели предложения. Нотация интонации в тексте и на шкале
- Лекция 7 Английское произношение: социальная и региональная дифференциация План лекции
- 1. Территориальная и социальная дифференциация произношения
- 2. Rp и современные тенденции английского произношения
- 3. Территориальные разновидности английского произношения в Великобритании
- 4. Фонетические особенности произносительных вариантов английского языка в сша
- 5. Британский и Американский произносительные стандарты
- Лекция 8 Теория фонемы План лекции
- 1.Фонема. Определение фонемы
- 2. Аспекты фонемы
- 2.2. Абстрактный и обобщающий аспект фонемы
- 1.3. Функциональный аспект фонемы
- 5. Методы фонологического анализа
- 6. Основные направления в развитии теории фонемы
- 7. Морфонология
- 8. Спорные вопросы в системе английских фонем
- Приложение
- Указатель имен