1.Фонема. Определение фонемы
Знать, как произносятся отдельные звуки языка недостаточно для описания и классификации их как языковых единиц. Термин «звук» может быть истолкован двумя различными способами. Прежде всего, [t] и [d] – два разных английских звука, т.к. первый более сильный (глухой), а второй слабый (звонкий). Можно проиллюстрировать, как они контрастируют друг с другом, образуя пары слов с разными значениями: tie – die, seat – sead. Но, с другой стороны, если прислушаться к звуку [t] в сочетаниях let us и let them, то можно услышать различия между двумя звуками [t]. В первом случае [t] – альвеолярный, во втором – дентальный. В двух приведенных примерах звуки имеют артикуляторные различия, но в первом примере это различие приводит к изменению значения, во втором нет. В первом случае мы имеем дело с фонемой, во втором с вариантами (аллофонами) одной и той же фонемы.
В научной литературе имеется большое количество определений фонемы. Возьмем за основу дефиницию, предложенную М.А.Соколовой и соавторами.
«Фонема – минимальная, абстрактная единица языка, существующая в форме звуков речи, противопоставляемая другим фонемам данного языка и служащая для различения значения морфем и слов» [5, c. 40] (перевод Н.Г. Комиссаровой).
Охарактеризуем фонему с позиции трех ее аспектов: материального, абстрактного или обобщающего, функционального.
- Лекция 1 Фонетика как научная дисциплина План лекции
- 1. Предмет фонетики
- 2. Разделы фонетики
- 3. Методы исследования звукового строя языка
- 4. Связь фонетики с другими науками
- 5. Устройство произносительного аппарата человека
- Лекция 2 Принципы классификации английских гласных и согласных План лекции
- 1.Принципы классификация английских согласных
- 2. Принципы классификация английских гласных
- 2.4. Характер отступа гласного
- 2.6. Напряженность
- Лекция 3 Модификация гласных и согласных звуков в связной речи План лекции
- 1. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речевой цепи
- 2.3. Ассимиляция по степени стабильности
- 3. Аккомодация
- 4. Элизия
- 5. Редукция
- Лекция 4 Словесное ударение в английском языке План лекции
- 1. Понятие словесного ударения
- 2. Степень и позиция ударения в слове
- 3. Место ударения в слове
- 4. Лингвистическая функция ударения
- Лекция 5
- Понятие слога. Принципы слогоделения и слогообразования
- В английском языке
- План лекции
- 2.2. Слогообразование с помощью сонантов
- Лекция 6 Интонация План лекции
- 1. Определение интонации
- 2. Функции интонации
- 3. Сегменты интонационной модели предложения. Нотация интонации в тексте и на шкале
- Лекция 7 Английское произношение: социальная и региональная дифференциация План лекции
- 1. Территориальная и социальная дифференциация произношения
- 2. Rp и современные тенденции английского произношения
- 3. Территориальные разновидности английского произношения в Великобритании
- 4. Фонетические особенности произносительных вариантов английского языка в сша
- 5. Британский и Американский произносительные стандарты
- Лекция 8 Теория фонемы План лекции
- 1.Фонема. Определение фонемы
- 2. Аспекты фонемы
- 2.2. Абстрактный и обобщающий аспект фонемы
- 1.3. Функциональный аспект фонемы
- 5. Методы фонологического анализа
- 6. Основные направления в развитии теории фонемы
- 7. Морфонология
- 8. Спорные вопросы в системе английских фонем
- Приложение
- Указатель имен