1.Принципы классификация английских согласных
Принципиальным отличием согласных звуков от гласных является наличие шума, возникающего при торможении воздушного потока в различных участках речевого аппарата.
Остановимся на классификации английских согласных, предложенной Соколовой М.А. и рядом других отечественных фонетистов. В основу классификации положен фонологический принцип описания звуков, т. е. характеристика звуков с позиции выявления их фонетически релевантных признаков.
На произносительном уровне все английские согласные принято описывать с позиций: степени шума и силы артикуляции, способа артикуляции, места артикуляции и активного органа артикуляции. Именно эти артикуляторные характеристики служат критериями группировки согласных в функционально схожие классы и определяют качество фонемы – совокупность определенных взаимосвязанных и взаимозависимых артикуляторных характеристик.
1.1. Степень шума (сила артикуляции). По степени шума английские согласные подразделяются на два больших класса: шумные и сонорные согласные.
В производстве шумных согласных участвует шум, который возникает при наличии преграды на пути воздушной струи.
С позиции работы голосовых связок шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Когда голосовые связки находятся в сомкнутом и вибрирующем положении, мы слышим голос (тон), а продуцируемые при этом согласные называются звонкими. В английском языке звонкими согласными являются [b, d, ɡ, v, ð, ʤ, ʒ, z]. В случае, когда голосовые связки разомкнуты и не вибрируют, слышится только шум. В этом случае согласные – глухие [p, t, k, f, θ, ʧ, ʃ, s, h].
Сила потока выдыхаемого воздуха и степень мускульного напряжения при произнесении глухих согласных выше, чем при произнесении гласных. Поэтому при их описании пользуются термином фортисный от латинского «fortis» (сильный). При произнесении звонких согласных [b, d, ɡ, v, ð, ʤ, ʒ, z] сила мускульного напряжения ниже, поэтому по отношению к ним употребляется термины: ленисный, мягкий, слабый от лат. «lenis».
Существуют случаи, когда противопоставление по глухости и звонкости перестают быть постоянной смыслоразличительной характеристикой. Известно, что в конце слов английские звонкие согласные частично оглушаются: cap – cab, сохраняя при этом силу артикуляции. В этих позициях только разница в силе артикуляции служит целям дифференциации значения. По этой причине принцип силы артикуляции является более приоритетными, чем глухость – звонкость.
Особую группу согласных представляют сонорные звуки. При их артикуляции преграда незначительна, а воздушная струя слаба, в результате чего шум почти отсутствует. В группу английских сонантов входят: носовые [m, n, ŋ], а также ротовые [w, l, r, j].
1.2. Способ артикуляции. Способ артикуляции согласных определяется способом образования шума и типом преграды, возникающей на пути воздушной струи. По способу артикуляции английские согласные делятся на три группы: смычные взрывные, щелевые фрикативные, смычно-щелевые (аффрикаты).
Смычные взрывные звуки образуются при полном смыкании артикулирующих органов речи. К английским смычным относятся слабые [b, d, ɡ] и сильные [p, t, k]. Смычные сонанты [m, n, ŋ] также произносятся при полном закрытии речевого канала и при опущенном мягком нёбе, воздушный поток при этом направляется в носовую полость. Указанные звуки также называют носовыми.
Щелевые фрикативные звуки произносятся в результате сближения активного органа и пассивного при сужении речевого канала. К английским щелевым относятся слабые фрикативные [v, ð, ʒ, z] и сильные фрикативные [f, θ, ʃ, s, h], а также щелевые сонорные [w, l, r, j].
Аффрикаты - согласные звуки [ʧ, ʤ] артикулируются при постепенном раскрытии преграды и переходе смычки в щель. [ʧ] – сильный [ʤ] – слабый.
Четвертой группой согласных, классифицируемых по способу артикуляции, являются дрожащие согласные, которые произносятся вибрирующим кончиком языка. К таким согласным относится русский [p]. Среди английских согласных дрожащих звуков нет.
1.3. Место артикуляции и активный орган артикуляции. Место артикуляции определяется активным действующим органом, создающим преграду. Согласно этому принципу согласные делятся на губные, язычные, фарингальные (гортанные).
Губные согласные звуки производятся движением губ и подразделяется на губно-губные и губно-зубные. При произнесении губно-губных согласных [p, b, m, w] в качестве активных органов выступают губы, губно-зубных [f, v] – нижняя губа, которая соприкасается с верхним рядом зубов.
Язычные согласные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.
При образовании переднеязычных согласных преграда создается кончиком или передней частью языка, которые могут соприкасаться с различными участками верхнего неба. В зависимости от места образования преграды различают межзубные, зубные (в английском языке их нет, но есть в русском языке: [д],[т],[с] и др.), альвеолярные, заальвеолярные, небно-альвеолярные (палато-альвеолярные).
Межзубные согласные [θ, ð] произносятся при слегка высунутом между зубами кончике языка.
Дентальные (зубные, дорсальные) артикулируются передней частью языка, соприкасающейся с верхними зубами, например в руссом языке [т, д, с, з]. В английском языке дорсальных звуков нет.
Альвеолярные согласные [t, d, n, l, s, z] продуцируются кончиком языка, смыкающимся или образующим щель с альвеолами.
Заальвеолярные согласные произносятся тогда, когда кончик или передняя часть языка находится за альвеолами. Таким согласным является английский [r].
При произнесении нёбно-альвеолярных (палато-альвеолярных) согласных [ʧ, ʤ, ʃ, ʒ] кончик языка находится за зубами, а средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу.
По укладу языка переднеязычные согласные подразделяются на апикальные, которые артикулируются при смыкании кончика языка с верхними зубами и альвеолами как в случае с [t, d, s, z, ʃ, ʒ, θ, ð, ʧ, ʤ, n, l] и какуминальные [r], при артикуляции которых кончик языка отодвинут назад от альвеол, а средняя часть языка опущена так, что на передней части языка образуется впадина (какумина).
Среднеязычные согласные образуются в результате сближения средней части спинки языка с небом, поэтому также называются палатальными [j].
При заднеязычных согласных [k, g, ŋ] активна задняя часть языка, которая образует смычку с мягким нёбом или на границе мягкого и твердого нёба. Заднеязычные согласные также называются велярными (lat. velum – небная занавеска).
Фарингальный (гортанный) согласный [h] образуются при смыкании и последующем резком размыкании голосовых связок. Такой звук может быть только глухим.
- Лекция 1 Фонетика как научная дисциплина План лекции
- 1. Предмет фонетики
- 2. Разделы фонетики
- 3. Методы исследования звукового строя языка
- 4. Связь фонетики с другими науками
- 5. Устройство произносительного аппарата человека
- Лекция 2 Принципы классификации английских гласных и согласных План лекции
- 1.Принципы классификация английских согласных
- 2. Принципы классификация английских гласных
- 2.4. Характер отступа гласного
- 2.6. Напряженность
- Лекция 3 Модификация гласных и согласных звуков в связной речи План лекции
- 1. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речевой цепи
- 2.3. Ассимиляция по степени стабильности
- 3. Аккомодация
- 4. Элизия
- 5. Редукция
- Лекция 4 Словесное ударение в английском языке План лекции
- 1. Понятие словесного ударения
- 2. Степень и позиция ударения в слове
- 3. Место ударения в слове
- 4. Лингвистическая функция ударения
- Лекция 5
- Понятие слога. Принципы слогоделения и слогообразования
- В английском языке
- План лекции
- 2.2. Слогообразование с помощью сонантов
- Лекция 6 Интонация План лекции
- 1. Определение интонации
- 2. Функции интонации
- 3. Сегменты интонационной модели предложения. Нотация интонации в тексте и на шкале
- Лекция 7 Английское произношение: социальная и региональная дифференциация План лекции
- 1. Территориальная и социальная дифференциация произношения
- 2. Rp и современные тенденции английского произношения
- 3. Территориальные разновидности английского произношения в Великобритании
- 4. Фонетические особенности произносительных вариантов английского языка в сша
- 5. Британский и Американский произносительные стандарты
- Лекция 8 Теория фонемы План лекции
- 1.Фонема. Определение фонемы
- 2. Аспекты фонемы
- 2.2. Абстрактный и обобщающий аспект фонемы
- 1.3. Функциональный аспект фонемы
- 5. Методы фонологического анализа
- 6. Основные направления в развитии теории фонемы
- 7. Морфонология
- 8. Спорные вопросы в системе английских фонем
- Приложение
- Указатель имен