logo
Shirokova_v_voprosah_i_otvetah

14. Знания о духовно-нравственной жизни в содержании обществоведческого образования.

Опора на широкую научную базу — культурологическую, этичес¬кую, религиоведческую и т. д. — позволилатпредставить духовную культуру как своеобразную целостность искусства, науки, нравственности, религии. Раскрывается сущность культуры, ее эле¬менты, место в жизни человека и общества. Объясняется, что в самом общем смысле под культурой понимают все виды преобразователь¬ной деятельности человека и общества, а также ее результаты. Куль¬тура является существенной характеристикой жизни общества и неотделима от человека как социального существа: биологически че¬ловеку дается лишь организм, в процессе жизнедеятельности он фор¬мируется как культурно-историческое существо, его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к социаль¬ным ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. В этом смысле культуру можно определить как меру человеческого в человеке.

Раскрыты особенности накопления культурных ценностей: по вертикали - связанные с преемственностью в культуре, культур¬ными традициями, и по горизонтали — наиболее отчетливо прояв¬ляющиеся в художественной культуре. Отмечено наличие разных культур: интернациональной и национальной, светской и религи¬озной, взрослой и молодежной, западной и восточной, а также "массовой" и "элитарной", играющих значительную роль в совре¬менном обществе. Подчеркивается особое значение диалога разных культур, ведущего к взаимопроникновению и взаимообо¬гащению культур.

Особенность научных знаний как одной из форм духовной культуры, фактора обновления всех основных сфер жизнедеятельности человека. Характеристика этических норм науки, включающих общечелове¬ческие требования и запреты, нормы, утверждающие и защищаю¬щие специфические ценности науки (такие, как бескорыстный поиск и отстаивание истины), нормы, связанные со свободой на¬учного поиска и социальной ответственностью ученого.

Внимание к специфическим чертам современного образования как части духовной культуры. Для этого осуществляется гуманизация образования, пред¬полагающая большое внимание общества к личности — ее психо¬логии, интересам, запросам, а также гуманитаризация — усиление внимания общества к изучению человеческих дисциплин (фило¬софской антропологии, социологии, политологии, права, этики и др.).

Подход к религии как к одной из древнейших форм культуры, воздействующих на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. Отмечается непреходящий, из¬вечный характер моральных правил, их общечеловеческая цен¬ность. Характеризуется многообразие религиозных верований и, прежде всего, мировые религии — буддизм, христианство, ислам. Подчеркнуто, что сердцевину этих учений составляет мораль, мо¬ральные нормы поведения человека. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий, он находит выражение как в веротерпимости, так и в свободе совести — праве личности исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Объясняется роль мировоззрения личности, означающего не только знания (теоретические, практические) об окружающем мире, но и его обращенность на человека, на его проблемы. Названы ос¬новные пути формирования мировоззрения личности: воздействие среды, личный опыт, образование, воспитание и т. д., отмечен его ди¬намический, постоянно меняющийся характер, отражающий изме¬нения в мире и в знаниях о нем.

Полнота духовной культуры человека не может быть охарактеризована, если не затрагивать про¬блем морали. Раскрывается ее сущность как особого регулятора от¬ношения человека к окружающим, к самому себе, к миру, ее принципы (гуманизм, справедливость, милосердие), ценности (общечелове¬ческие, национальные), идеалы (моральный образец), нормы (правила), роль морального выбора — состояния, в котором постоян¬но находится человек, и связанной с выбором моральной ответст¬венностью личности, над которой всегда стоит внутренний контро¬лер — совесть. Подчеркивается важнейшее положение, что регулирую¬щая роль морали нацелена на соединение воли каждого человека с бес¬численным количеством других человеческих воль.

Указано, что антиподом духовности является бездуховность — равнодушное или презрительное отношение человека к культуре, к духовным, особенно моральным ценностям.