logo
Shirokova_v_voprosah_i_otvetah

19. Урок в обществоведческом курсе: понятие, структура.

Урок - ограниченная во времени организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении относительно завершённой, но частичной цели обучения (цель курса, цель темы, цель урока).

Подготовка учителя к уроку в основном заключается в написании плана-конспекта, где он описывает не только свою деятельность, но и деятельность учащихся, а так же цель урока, оборудование, структурный элемент урока с указанием содержания характера деятельности учителя и учащихся. Либерально-демократический (попустительский) и диктаторский стили преподавания недопустимы, в отличие от авторитарного и демократического.

Структура урока:

1) Организационный момент - это внешнее и внутренняя подготовка учащихся. Внешние - это формально-дисциплинарный момент: перекличка, знакомство, высказывание требований (относительно опоздания). Не рекомендуется пускать опоздавших, но в школе это не эффективно, нужны репрессивные меры. Так же желательно не опаздывать самому.

Внутренние - это постановка цели занятия пред учащимися.

2) Проверка домашнего задания (продумать систему верификации).

3) Подведение итогов старой темы с тем, чтобы показать её связь с данной темой, т.е. подведение к изучению новой темы.

4) Изучение нового материал.

5) Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений (на уроке воспроизведение - просьба повторить то что вы сказали, или пересказать своими словами, или высказать свою точку зрения на данную тему.

7) Организация домашнего задания - разъяснить выполнение задания.

20. Типы и формы уроков по обществознанию.

Типы урока определяются по дидактической задаче, которую ставить себе преподаватель, а форма по методам, применяемым на уроке.

Типы урока:

1) Вводной урок - этот тип урока помогает ввести учащихся в проблематику курса, раздела, большой темы.

2) Урок предъявления и изучения нового учебного материала - тут же задача обеспечить первичное осмысление нового содержания.

3) Урок применения знаний, его задача в выработки умений применять полученные знания, применения полученного опыта в творческой деятельности. Практическая задача, формирование и тренировка умений.

4) Урок обобщающего повторения и систематизации знаний заключается в том, чтобы было проведено повторение главного, цель - обобщение знаний, приведение из в систему (лекция, работа с текстом).

5) урок проверки знаний и умений - это контроль знаний, выставление оценки.

6) Комбинированный тип урока. Этот тип урока нужен для решения комплекса дидактических задач (большинство уроков – комбинированные).

Форма урока (выделяется по методам):

1) Урок-лекция - главный методический приём - это устное изложение темы.

2) Семинарское занятие: семинар-обсуждение литературы. Главное это самостоятельное предварительное чтение источников учениками (да и учителем) и обсуждение тематических вопросов.

3) Практическое занятие - это решение познавательных задач, выполнение практических заданий.

4) Лабораторное занятие - это работа с текстами (либо учебника, либо другими текстовыми документами).

5) Итоговое собеседование - это коллоквиум, методика малых групп.

6) Стандартный (традиционный) урок - это разные методические приёмы работы.

Любые типы занятия может быть проведён в любой форме.

Нетрадиционные (нестандартные) формы уроков:

1) Видео-урок - это основа выделения средства обучения.

2) Урок самоопределения (самореализации) - это личностно ориентирование.

3) Ролевые и деловые игры, драматизации, использование интерактивных методов - развивающих мышление, толерантность (но и конфликтность)

21. Анализ урока в обществоведческом курсе.

План:

1) Цель урока и роль урока в изучении курса в целом.

2) Дидактические задачи урока - предъявление новой темы, закрепление знаний, применения знаний. проверка, повторение и обобщение, развитие умений.

3) Соответствие урока его цели и задачам.

4) Соответствие содержания урока и рабочей программе курса.

5) Соотношение содержания урока и учебника. Педагогическая обоснованность этого соотношения (тема разбивается на 3 части, одну из них ученик получает из учебника, вторую он фиксирует на уроке, а 3 часть есть и в учебнике и в уроке (см. рис. №2).

6) Соответствие урока современному уровню обществоведческих наука, возможность ознакомления учащихся с разными точками зрения.

7) Основные понятия и ведущие идеи урока, способы их раскрытия, внутрипредметные и внешнепредметные связи.

8) Источники учебной информации, применяемые на уроке (Источники: устное изложение, обращение к учебнику, документу, учебному фильму, предъявление задач).

9) Связь урока с жизнью, личностным опытом учащихся.

10) Форма урока и его структура, целесообразие избранной формы урока. Форма зависит от места урока в курсе его темы и содержания.

11) Способы организации активной деятельности учащихся и уровни активности учащихс в процессе урока:

11.1) пассивное восприятие материала учащимися (традиционная подача учебной информации. Упор на практическое воспроизведение усвоенного. Тут нет обратной связи). (суть - скажи)

11.2) Активное воздействие (есть обратная связь: элементы беседы, включение заданий, постановка проблем). (суть - покажи как)

11.3) Интерактивное воздействие (учащие взаимодействуют не только с учителем, но и с другими учащимися: ролевые игры, учебные дискуссии). (суть - дай сделать)

11.4)Виды альтернативной деятельности учащихся:

11.4.1) Воспроизводящая деятельность.

11.4.2) Преобразующая деятельность (придание информации новой формы).

11.4.3) Творческо-поисковая - это самостоятельный поиск результата или способа деятельности, не подсказанный учителем.

12) Оценка выявление на уроке знаний и умений учащихся и приёмов их развития.

13) Деятельность учащихся (организующая деятельность и использующая различных приёмов устного изложения:

- декларативное (это так и никак иначе).

- объясняющее (разъясняющее).

- проблемное изложение (Вузовские лекции). Учитель должен показывать свою заинтересованность в мнениях студентов.

14) Стиль отношений учителя с учащими: авторитарный, демократический. Но на первых занятиях лучще показывать всем свою авторитарную сторону.

22. Школьная лекция как форма учебного занятия.

Лекция - это форма учебных занятий, в которой учитель даёт глубокое, целостное, логически стройное изложение основного материал темы, приведенного в форме монолога.

Лекции бывают нескольких видов (см. рис. №3):

Обзорные - открывают или завершают тематический блок или весь курс; содержат минимум фактологической информации и максимально теоретических положений (выводы, анализ), имеющих принципиальное значение для темы или всего курса в целом.

Тематические же нужны для создания яркого образа и содержат максимум фактологического материала, развернутых теоретических положений. Этот тип лекций нагружен новыми понятиями, терминами.

Необходимость проведения лекций в школе:

1) Лекция нужна, если необходимый материал отсутствует в учебнике.

2) Материал присутствует, но не в удовлетворительном качестве для учителя (не удовлетворяет современному уровню развития знаний, материал дан слишком тенденциозный, материал лишен разных точек зрения).

3) Если тема вам интересна.

Если лекция проведена хорошо, то даёт блестящий опыт учителя работать со словами, к диалогу с преподавателем, вырабатывает умение у учеников конспектировать.

Приёмы, методы и средства изучения на лекции.

1) Устное изложение (декларативное, объясняющее, проблемное).

2) Работа с доской.

3) Презентации и видеозаписи.

4) Элементы беседы и проблемности.

Долго существовало мнение о пассивности учащегося, но нужно приучать его к активности (ломке стереотипов). Не декларировать готовые тексты, а вести беседу. Нужно быть демократичным. Как учитель так и учащийся должен быть заинтересован в обучении. Нужно научить ученика записывать лекцию в школе. Учитель отвечает за то, чтобы писали все и у учеников должен быть хороший, читабельный конспект. Нужно обеспечить оптимальный темп лекции.

Общие рекомендации по конспектированию лекции:

1) Записывать нужно как можно короче и своими словами (в ВУЗе преподаватель не должен повторять, то что он говорит, а в школе учитель должен как минимум дважды повторить всё что он сказал, как минимум дважды).

2) При диктовке надо разбивать предложения по смысловой связи с последним и предыдущем.

3) Выводы и определения следует отмечать.

4) Ни в коем случае на надо писать черновой вариант лекций, а потом переписывать на чистовик.

5) Перечитывать конспект и задавать вопросы.

6) Фиксировать список литературы.

7) Не рекомендуется полностью превращать материал в логическую схему.

8) Не следует конспектировать ВСЕ слова учителя, какие бы он не произносил.

Учителю же желательно использовать на доске логические схемы, сравнительные таблицы. Школьные лекции отличаются от Вузовских тем, что в них одинаково важную роль играют и образовательный, и воспитательный, и научный, и дисциплинарный компонент (в ВУЗе же только образовательный). Нужно проблематезировать тему. Можно придумать эпиграф лекции, который будет задавать проблему. Список литературы либо выдавать, либо диктовать. (????) по каждому пункту лекции. Выполнение проверочной работы по поводу вновь изученного. Нужно учить учеников создавать план. Обязательно записывать на доске новые понятия, имена, даты, географические названия. Целесообразно делать обобщающий вывод. В конце лекции можно давать текст или проблемное задание. Необходима обратная связь на лекциях.

Основные требования к лекции:

*научность.

*делать раскрытие темы.

*связь с жизнью.

*чёткость аргументации.

*доказательность выводов.

*эмоциональность изложения.

Лекция во многом это изложение.