7. Цели обществоведческой подготовки в современной школе. Подходы к определению целей обществоведческого образования.
Цели обществоведческого образования - это сформировать внутреннюю мотивацию у ученика.
В современном обществе должны формироваться цели обществоведческого образования с 2-х сторон: со стороны общества и со стороны личности (желательно, чтобы они совпадали). Общество формирует социальный заказ который в идеале должен отражать потребности всего общества. А со стороны личности это потребность в самоутверждении, самореализации. Надо при этом помнить, что культура всегда предполагает систему идеалов.
Современные цели обществоведческого образования:
- либо набор терминов, т.е. ученик получает знания об обществе.
- нужно для будущей процессии.
- получить знания и применять их на практике - сформировать основные компетенции.
- воспитания чувства патриотизма.
- необходимость подготовки ученика к ЕГЭ.
Цели могут быть даны:
- в госстандарте полного общего образования по обществознанию.
- рабочая программа курса (введение)
Цели госстандарта предполагают:
- развитие.
- воспитание (формирование общероссийской идентичности, толерантность (???))
- знание (экономические и другие виды деятельности общества, его сферах).
- Умение (???)
- формирование опыта применения полученных знаний и умений.
Подходы к определению целей обществоведческого образования.
Две группы проектирования целей общеобразовательной подготовки школьников:
1) Развитие социально-адап¬тивных возможностей личности, что призвано помочь ей определить свое место в социальной системе. В рамках этой группы целей выдви¬гается требование воспитания законопослушного гражданина, чело¬века, умеющего вписаться в общий стиль жизни, выработки чувства долга, ответственности, умения думать об интересах других людей.
2) Развитие способностей лич¬ности к самореализации, исходя из того, что человек строго индиви¬дуален. Здесь предполагается развитие, прежде всего, творческих способностей личности, воспитание самостоятельности, самодетер¬минации поведения, инициативы, т. е. всего того, что дает возмож¬ность противостоять конформизму и шаблонам.
С этих позиций школьное обществознание не может сегодня ограничиваться традиционной проблематикой, включающей знания об обществе в целом, о взаимосвязи сфер общественной жизни, о социальных институтах, экономических системах и по¬литических режимах. Объектом рассмотрения должна стать и ближайшая социальная среда: структура первичных коллективов и отношения в них, механизмы социализации, коммуникативные свойства личности и пути их развития, способы присвоения инди¬видом социальных норм и ценностей, характер и особенности межличностных отношений. Не менее важны знания об эмоцио¬нально-волевых свойствах, способностях, интересах, потребнос-тях личности, об индивидуально-своеобразном в человеке, о пу¬тях самоопределения и самореализации. Конкретизировать познавательные цели обществоведческих кур¬сов в школе позволяет обращение к базовым наукам: социальной философии, политологии, этики, социальной пси-хологии, социологии, экономических теорий и др.
8. Изменения в содержании обществоведческого образования.
Содержание (включает 2 компонента):
1) Научный компонент: научные знания о человеке и обществе, педагогически целесообразно отображение из множества различных общественных науках. Основа: общественные науки должны быть нацелены на постижение истины. Совмещение научности и доступности.
2) идеологический компонент (ценностный) - ценностные, смысложизненные ориентации, которые формируют систему (ядро) культуры. Но раз существуют множество идеологий, то ценности определяются из конституции (???).
К наиболее важным чер¬там нового содержания обществоведческого образования следует, прежде всего, отнести:
— гуманизацию содержания нового курса, отвечающую потреб¬ностям формирования взрослеющей личности, процессу ее актив¬ной социализации;
— отказ от подчинения содержания курса идеологическим или политическим установкам, ориентация на гуманистические и де-мократические ценности, закрепленные в Конституции Россий¬ской Федерации;
— опора на широкий круг современных общественных наук, интег-рация в курсе знаний о человеке и обществе из истории, философии, социологии, политологии, правоведения, этики, культурологии, пси-хологии, религиоведения, экономической теории, социальной эколо¬гии и др.;
— плюралистический подход к отбору знаний, предъявление разно-образных мировоззренческих позиций, взглядов, точек зрения по про-блемам развития человека и общества, показ того или иного явления в различных аспектах; такой подход, во-первых, помогает убедить уча-щихся в том, что никто не обладает монополией на истину и что к ней нет простых, накатанных путей, а во-вторых, гарантирует от навязывания готовых взглядов, способствует формированию личной позиции ученика посредством его собственных размышлений, поисков, оценок;
— человековедческий отбор знаний, имеющий целью, с одной стороны, представить многоаспектный, многоуровневый "портрет" человека, рассматривать именно его (человека) в качестве главно¬го критерия социального прогресса, а с другой, — оказать помощь процессу социализации взрослеющей личности, создать для уча¬щегося возможность быть не только объектом воспитания, но и его активным субъектом, вырабатывающим умение рефлексиро¬вать собственное внутреннее состояние, и, познавая себя, осуще¬ствлять самосозидание;
— введение знаний о российской цивилизации, позволившее приобщать учащихся к национальным ценностям, охарактеризо¬вать место России в современном общецивилизационном процес¬се; вместе с тем учащимся дана возможность задуматься над мно¬гими проблемами, характерными для переходного периода, в котором находится страна, видеть как позитивные, так и негатив¬ные стороны нашего развития, принять решение относительно своей личной позиции в этом процессе;
— изложение содержания нового курса не в форме набора гото¬вых ответов, а в виде определенной совокупности социально-гу¬манитарных проблем, уже решенных или требующих решения, что позволило избежать упрощенных решений и схем в изображе¬нии жизни человека и общества.
- 2. Государственный стандарт обществоведческого образования: понятие и структура.
- 7. Цели обществоведческой подготовки в современной школе. Подходы к определению целей обществоведческого образования.
- 9. Знания об обществе и его развитии в содержании обществоведческого образования.
- 12. Знания о социальной структуре и социальных отношениях в содержании обществоведческого образования.
- 13. Знания о политической жизни, государстве и праве в содержании обществоведческого образования.
- 14. Знания о духовно-нравственной жизни в содержании обществоведческого образования.
- 15. Специфика обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся.
- 18. Подготовка учителя к преподаванию учебной темы.
- 19. Урок в обществоведческом курсе: понятие, структура.
- 23. Семинар как форма учебного занятия.
- 2) Мемуарные источники.
- 3) Программные документы.
- 6) Частные (личные) документы.
- 7) Стенограммы, протоколы, отражающие ход съездов, конфе¬ренций, конгрессов, судебных процессов.
- 8) Публицистические материалы.
- 9) Философские тексты.
- 10) Научные и научно-популярные тексты.
- 27. Деятельность учителя и учащихся в процессе работы с документами.