13. Знания о политической жизни, государстве и праве в содержании обществоведческого образования.
Рост экономической интегра¬ции в современном мире сопровождается ростом интеграции поли¬тической, — это позволяет говорить о всемирном политическом пространстве. Дается принятое в науке толкование политической системы как комплекса, состоящего из четырех компонентов — политических структур и институтов (организаций), политичес¬ких отношений, политических норм, а также политических взглядов, идей, теорий, политической культуры. Политические структуры и институты (организации) принято называть организационным ком¬понентом системы, куда входит государство (главный компонент системы), массовые политические движения и партии.
Политические партии организационно более оформлены, менее аморфны и стабильны. Относительно политических норм говорится, что они устанавлива¬ют границы допустимого политического поведения — это правовые нормы (конституция, законы), а также корпоративные, политические обычаи и традиции, нормы морали. Эффективность политики во многом зависит также от политической культуры человека: от того, какие политические и нравственные принципы (ценностные ориен¬тации) избирает личность в процессе политической деятельности. Взаимодействие всех компонентов политической системы складыва¬ется в определенный политический режим, которых в истории извест¬но несколько — демократический, авторитарный, тоталитарны.
Отмечено также, что политические системы на практике существу¬ют как бы на трех уровнях:
1) государственный;
2) ре¬гиональный (Европейское Сообщество, НАТО и др.);
3) глобальный, ми¬ровой (ООН, ЮНЕСКО, Международный валютный фонд и др.).
Конечно же, национальное государство было и остается главным цент-ром, порождающим политическую систему. Отмечаются две харак¬терные черты современных политических систем: их разнообразие и динамизм — постоянные изменения, преобразования, возникнове¬ние новых (СНГ, Балтийская ассоциация) и исчезновение прежних (СССР, Варшавский блок, СЭВ, Югославская Федерация, Чехосло¬вацкая федерация).
Сложившееся в последней трети XX в. в ряде развитых стран мира правовое государство, основополагающим признаком которо¬го является верховенство права, закрепленное в конституции стра¬ны: закону подчинено и само государство, и его органы, все должностные лица, а также все другие организации и граждане. Понятно, что рассмотрение вопроса о правовом государстве требует раскрытия понятия "право". Оно трактуется как особый регулятор общественных отношений, человеческого поведения и находит свое выражение в системе юридических норм, закрепляю¬щих исторически сложившееся в обществе представление о по¬рядке и справедливости. Отмечено, что право может существовать как в виде государственного правового документа, так и в виде об¬разца, идеала. Подчеркивается, что право охватывает все сферы жизни человека и общества, внося в них начала всеобщего со¬гласия, гражданского мира, диалога, договоренности. Объясняется также, что право выступает как мера свободы
Объясняется роль принципа разделения властей на три ветви — за-конодательную, исполнительную, судебную — что позволяет осуще-ствлять эффективный контроль за правотворчеством, правоприме¬нением и правозащитой, ибо ни одной из ветвей не принадлежит вся государственная власть в полном объеме; каждая власть осуществ¬ляет только свою, присущую ей, функцию и не имеет права подме¬нять деятельность другой власти.
Понятие "демокра¬тия" — понимается не только как способ организации политической системы, но и всей жизни общества. К важнейшим принципам демократии относится равен¬ство и свобода личности, которые в общественно-политической жизни выступают как права граждан — экономические, политичес¬кие, личные (гражданские), социальные, культурные. В совокупно¬сти же эти права — неразрывно связанные с ответственностью лич¬ности перед обществом и государством — характеризуют правовое положение гражданина, т. е. политический статус личности. Отме¬чено, что динамической стороной статуса является социальная роль, поскольку человек не только занимает определенную нишу в социально-политической структуре общества, но в соответствии со своим положением выполняет определенные функции. Подчеркивается, что эф¬фективное участие в политической жизни требует от гражданина не только разносторонних политических знаний, нужна осознанная ориентация на ценности и нормы жизни демократического общест¬ва, а также опыт определенных способов деятельности для выпол¬нения разнообразных политических ролей.
- 2. Государственный стандарт обществоведческого образования: понятие и структура.
- 7. Цели обществоведческой подготовки в современной школе. Подходы к определению целей обществоведческого образования.
- 9. Знания об обществе и его развитии в содержании обществоведческого образования.
- 12. Знания о социальной структуре и социальных отношениях в содержании обществоведческого образования.
- 13. Знания о политической жизни, государстве и праве в содержании обществоведческого образования.
- 14. Знания о духовно-нравственной жизни в содержании обществоведческого образования.
- 15. Специфика обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся.
- 18. Подготовка учителя к преподаванию учебной темы.
- 19. Урок в обществоведческом курсе: понятие, структура.
- 23. Семинар как форма учебного занятия.
- 2) Мемуарные источники.
- 3) Программные документы.
- 6) Частные (личные) документы.
- 7) Стенограммы, протоколы, отражающие ход съездов, конфе¬ренций, конгрессов, судебных процессов.
- 8) Публицистические материалы.
- 9) Философские тексты.
- 10) Научные и научно-популярные тексты.
- 27. Деятельность учителя и учащихся в процессе работы с документами.