logo
Shirokova_v_voprosah_i_otvetah

15. Специфика обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся.

Работа с понятиями является одной из наиболее важных дидактико-методических проблем современного школьного обществоведчес¬кого образования. Ее содержание — способы овладения учащимися совокупностью обозначенных в государственном стандарте понятий.

Усвоение понятий способствует формированию у школьников адекватной научному знанию картины жизни человека и общества, развитию теоретического мышления, становлению научных спосо¬бов деятельности, гражданских качеств, а также эмоционально-лич¬ностного отношения к миру. Подчеркнем, что научные понятия, отражая объекты социальной действительности, являются результатом научного социального по¬знания, а также средством, позволяющим освоить новые объекты, их сущность и закономерности. В этой связи усвоение обществоведчес¬ких понятий сопряжено с соответствующими научному познанию и его результатам способами умственной деятельности учащихся. Главная отличительная черта обществоведческих понятий -сложность, ибо большинство из них являются по своему характе¬ру абстракциями высокого порядка и изучаются в курсе на уров¬не теоретических обобщений.

Теоретические понятия сложны по своему со¬держанию. Они предполагают не простое определение существен¬ных признаков реально существующих общественных явлений, а наличие осознанных, систематизированных знаний о связях этих признаков.

Теоретические понятия характеризуются и структурной слож¬ностью. Это — абст¬ракции высокого порядка, которые могут быть осознаны только в системе других понятий. Многие из них в свою оче¬редь опирается на разветвленную сеть иерархически выстроен¬ных абстракций. Чем шире и разветвленнее сеть абстракций, фиксирующих явле¬ния, к которым относится изучаемый объект, тем ши¬ре и многообразнее сведения об этом объекте, а значит, и больше его объем. Широта сведений — это не столько увеличение объема (наращивания знаний об объекте), сколько осмысление существен¬ных связей, когда ранее усвоенные понятия и другие виды теорети¬ческих знаний рассматриваются как элементы новых. В результате, с одной стороны, происходит обогащение (пополнение новым со¬держанием) при углублении (выделение существенных связей) вспомогательных понятий; с другой — обогащение содержания ве¬дущего понятия, его продвижение ко все более теоретически кон¬кретному знанию об объекте.

На основе обобщения этих знаний, в результате мысленного со-единения абстракций понятию придается конкрет¬ность. Под конкретностью в данном случае понимается целостное знание об объекте, включаю¬щее многообразные осознанные связи единичных явлений, которые фиксируются в понятиях, положениях, принципах и пр. Чем абстрактнее понятие, тем большей конкретизации оно тре¬бует. Иными словами, чем большее число явлений подпадает под данное понятие, тем сложнее работа с ним, ибо овладение таким понятием предполагает усвоение большой совокупности "проме¬жуточных" понятий, осмысление большего числа взаимосвязей между ними и содержанием ведущего (ключевого) понятия. Клас¬сификация понятий по степени обобщенности позволяет учителю сосредоточить внимание на ключевых понятиях, обогащая и углубляя их с опорой на соответствующую группу частных поня¬тий, выступающих в качестве сторон, граней ключевого понятия и средства познания нового.

Подчеркнем, что многократное и систематическое обращение к одному и тому же понятию, рассмотрение его в разных аспектах и в разных ракурсах позволяет более глубоко и осознанно осмыслить сущность явления, представить его как сложный и мно¬гоплановый общественный феномен. Речь идет не о дублировании материала, а о придании ему новых граней и новых сторон. В этой связи большое значение для учителя имеет традиционная класси¬фикация понятий по видам социального научного познания: социаль¬ной философии, философской антропологии, социологии, социаль¬ной психологии, социальной экологии, экономической теории, политологии, правоведения, культурологии, этики, эстетики.

Каждая из этих базовых для школьного обществознания наук в соответствии с предметом своего исследования изучает то или иное общественное явление под определенным углом зрения. Классификация понятий по видам со¬циального познания поможет учителю в отборе соответствующей научной литературы, позволяющей пополнить методологические знания по тому или иному изучаемому аспекту понятий.

Большое значение в этом плане имеет также группировка поня¬тий (для данного урока) по их роли в изучении новой темы на опор¬ные, т. е. в какой-то мере известные школьникам и основные в содержании урока, являющиеся объектом углубленного рассмотре¬ния. Содержание опорных понятий не является статичным. Они развиваются и обогащаются на данном уроке новыми взаимосвязя¬ми при изучении основных понятий. Основные понятия одной темы, в свою очередь, становятся понятиями опорными, в другой те¬ме — выступающими, как уже отмечалось, в качестве средства по¬знания новых обществоведческих понятий.

Предметом изучения вышеобозначенных базовых для школьного обществоведения наук являются определенные области социальной действительности. На основании выделения этих областей понятия могут быть классифицированы по следующим семи содержатель¬ным линиям: общество (как целое), человек, экономическая сфера, социальная сфера, политико-правовая сфера, духовная сфера, отно¬шения общества и природы. Учи¬тель, наполняя в процессе работы с понятиями каждую из содержа¬тельных линий, сможет проводить синхронное "сцепление" новых (основных) понятий урока с ранее изученными (опорными) поня-тиями как "внутри" определенной линии, так и с относящимися к разным содержательным линиям.

Первый вид связей — это ближайшие (в рамках изучаемой темы) и отдаленные (идущие от предыдущих разделов или тем курса) связи основных и опорных понятий, относящихся к одной содер¬жательной линии.

Другой вид связей характеризуют "сцепление" основного понятия с опорными, относящимися к разным содержательным линиям. Так, понятие "правовое государство" (линия — политико-правовая сфе¬ра) рассматривается в тесной связи с понятием "рыночная экономи¬ка" (линия — экономическая сфера).

Осмысление связей, выходящих за рамки одной содержательной линии, обычно вызывает наибольшие затруднения у школьников по сравнению со связями "внутри" линии. Это объясняется тем, что пер¬вые — "не лежат на поверхности", они характеризуются разнороднос¬тью элементов теории и самих теорий. Установление многообразных связей имеет большую педагогическую значимость, ибо способствует систематизации интеграции научных знаний об объекте.

Каждое из обществоведческих понятий может выполнять в школьном обществоведческом образовании учащихся разнообразные функции:

1) познавательную функцию (понятие "демократия" в процессе его усво¬ения и применения);

2) ориентировочную функцию (понятие "демократия" позволяет в боль-шей или меньшей степени ориентироваться в политической реаль¬ности, выполняя при этом);

3) аксиологическая (ценностная) функция (на основе этих понятий формируются гуманистические ценностные ориентации учащихся как важней¬шие составные элементы их нравственной, правовой, политической и экономической культуры);

4) Регулятивно-практическая функция понятий является основой овладения конструктивными способами деятельности, становления ролевых моделей поведения, самореализации личности молодого человека;

5) диагностическую функцию (т. е. функцию познания человека, его способностей, возможностей, черт характера, темперамента, моти¬вов деятельности и пр.);

При всем разнообразии функций одного и того же понятия всегда можно выделить его ведущую функцию в разделе, теме, уроке. Это классификация функций позволяет макси¬мально учесть в учебном процессе потенциальные возможности то¬го или иного понятия, определять его ведущую функцию на данном учебно-временном отрезке и с учетом педагогических задач строить работу в соответствии с функциональной спецификой.

Сложность обществоведческих понятий тесно связана еще с од¬ной характерной для них специфической чертой — полисемией (т е. многозначностью). Напри¬мер, "свобода" на уровне обыденного создания воспринимается в нашем обществе зачастую как вольность, вседозволенность.

Во-вторых, обществоведческие понятия не являются стабильны¬ми, по сравнению с понятиями естествознания быстрее устаревают и обогащаются новым содержанием. Ведь общество изменяется быстрее, чем природа, и знания о нем чаще подвергаются сущест¬венному пересмотру.

В-третьих, многие обществоведческие понятия имеют разные на¬учные трактовки, обусловленные различными научными подхода¬ми к изучению общественных явлений.

Целесообразно широко опираться на личный (житей¬ский) опыт учащихся, включать их в решение "взрослых" дискус¬сионных общественных проблем, проводить работу с научными словарями и другой справочной литературой по выявлению и осмыслению различий в трактовках изучаемых понятий, а также причин, лежащих в основе этих различий. Эта работа позволит из¬бежать становления догматизма в мышлении учащихся, нередко возникающего под влиянием одностороннего взгляда на обществен¬ные явления, последовательно проводить один из важнейших ди¬дактических принципов обучения — принцип научности.

16. Актуальность проблемы подготовки учителя к преподаванию обществоведческих дисциплин.

Ориентиры в подготовке к занятиям: единство и взаимосвязь знаний о социальной и индивидуальной жизни человека как наивысшей ценности общества; целостность и слож¬ность жизнеосуществления человека как биосоциального сущест¬ва, наделенного сознанием, способностью к деятельности, умени¬ем творить, духовностью, обладающего неотчужденными правами и гражданской ответственностью.

Задачи:

1) Обеспечить достижение всеми учениками требований, сформули-рованных в государственном образовательном стандарте по соци¬альным дисциплинам. Следовательно, возникла необходимость обращения к стандарту при подготовке к темам и урокам, посто¬янного сопоставления собственной деятельности, ее образовательных результатов со стандартом, особенно с его требованиями к уровню подготовки учащихся.

2) Актуальность проблемы подготовки к преподава¬нию -определяется приоритетной установкой современного российского образования на раскрытие разнообразных мировоз¬зренческих взглядов, сущности и возможных последствий аль¬тернативных решений социальных проблем. Кроме того, при подготовке к занятиям надо знать и учитывать постоянное воз¬действие на учеников информации разных источников, весьма различной по своему происхождению, мировоззренческим кор¬ням и политическим установкам. Есть социально-педагогические требова¬ния о формировании альтернативности мышления, о создании в школе благоприятных условий для выработки молодым челове¬ком собственной мировоззренческие позиции, для подготовки личности, свободной в своей жизнедеятельности и самореализа¬ции. Созданию таких благоприятных условий способствует соот¬ветствующая подготовка к занятиям. Давая свободу выска¬зываниям, учитель вместе с тем должен быть подготовлен к тому, чтобы в необходимых случаях достаточно твердо и аргументиро¬вано изложить свою точку зрения, исходящую из приоритета гу¬манизма и демократиии, не признающую фашизма, расизма, на¬ционалистического экстремизма.

3) Актуальность вопроса о подготовке к преподава¬нию определяется значительным расширением числа базовых наук, элементы которых интегрируются в обществоведческом об¬разовании. Сами базовые науки относительно быстро развиваются, ими выдвигаются новые положения. Полезность ознакомления уча¬щихся с этими положениями объясняется как "открытостью" многих проблем современного обществознания, так и педагогиче¬ской установкой на включение в учебный предмет разных точек зрения, в том числе и "неотстоявшихся". Все это приводит педаго¬га к необходимости уделять значительное время на освоение но¬вых научных данных и их педагогическую адаптацию.

4) Транслируемый школой социальный опыт состоит из четырех компонентов (кратко: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценного отношения к миру, людям, к себе). Поэтому при подготовке к занятиям по курсу, разделу, теме учитель стремится обеспечить овладение школьни¬ками всеми названными компонентами.

5) Актуальность определяется введением в содержание образования регионального, национально-регионального, школь¬ного компонентов. Это обстоятельство существенно расширяет круг привлекаемых в процессе подготовки к урокам документов, материалов, требует от педагога постоянного обогащения сведе¬ний о конституции и законах республики, о структуре и деятель¬ности органов государственной власти и местного самоуправле¬ния, о культуре, экономике, о социальных сдвигах в республике, крае, области, в местности, где расположена школа.

6) Успех учебных новаций во многом зависит от на¬копления преподавательского опыта. Желательно, чтобы неотъ¬емлемой частью подготовки к занятиям стало ознакомление с опытом коллег (в рамках методических объединений разного масштаба), анализ полезного и неудавшегося в своем опыте, про¬думывание мер, направленных на устранение из дальнейшей соб¬ственной практики допущенных пробелов и просчетов, на углуб¬ление достигнутых педагогических успехов.

17. Последовательность процесса подготовки к преподаванию обществоведческих курсов.

Впервые ли приступает педагог к преподаванию курса или продолжает преподавание, начатое несколько лет на¬зад.

Исходным моментом для начала общей подготовки к препода¬ванию курса обычно является время распределения педагогичес¬кой нагрузки на предстоящий (очередной) учебный год. Это рас¬пределение происходит примерно в апреле — за 2 — 2,5 месяца до конца текущего учебного года и следовательно за 4 месяца до на¬чала года нового.

Для учителей, уже не первый год ведущих тот или иной курс в апреле - июне важно подвести некоторые итоги личного пре¬подавания, отметить хорошее для дальнейшего использования и углубления, а также, пробелы и недочеты, продумав пути их уст¬ранения. Полезно заранее ознакомиться с учебной программой на наступающий учебный год, с тем чтобы наибольшее внимание обратить на новые темы и вопросы, на те положения, которые еще недостаточно усвоены самим учителем. Желательно выявить новые, еще не известные данному учителю, научные и методические публикации по тематике преподаваемого курса, начать их чтение.

Для тех, кто впервые приступит к преподаванию обществовед¬ческого курса.

Оптимальная последовательность раз¬личных этапов подготовки к преподаванию курса определяется не только опытом многих учителей, но и выдвинутым в дидактичес¬ких исследованиях положением о пяти уровнях содержания обра¬зования:

Перный уровень — общетеоретическое представление, в кото¬ром содержание фиксируется в виде обобщенного системного знания о составе, элементах, структуре и функциях социального опыта, передаваемого подрастающим поколениям. Первый уровень, как правило, находит свое частичное отраже¬ние в концепции учебной дисциплины, неразрывно связанной с концепцией общего среднего образования. Раньше предметные концепции не публиковались.

На втором уровне — уровне учебного предмета, развертывается представление об отдельных частях содержания, несущих специ¬фические функции в общем образовании, определяющие особые для каждого предмета состав и структуру. Второй уровень реализуется, прежде всего, в программе и объ¬яснительной записке к ней. Их изучение — следующий шаг подго¬товки к курсу. Ознакомление с программой помогает учителю получить чет¬кое представление о структуре предмета, содержании и взаимо¬связи его разделов, изучаемых в основной и средней школе, 256 о последовательности и содержании отдельных тем, об основной литературе по курсу (программы издаются задолго до текущего учебного года, и поэтому в них не отражена литература, вышед¬шая в последние время). Объяснительная (пояснительная) запи¬ска раскрывает важнейшие задачи преподавания предмета, содер¬жит рекомендации о путях освещения разделов, тем. Изучение учебной программы целесообразно сочетать с пер¬вичным обращением к проекту государственного стандарта по социальным дисциплинам. При этом первоначально основное внимание желательно обратить на те положения, которые как бы углубляют и детализируют концепцию курса, помогают лучше понять его основное содержание: функции социально-гуманитар¬ного образования, основные разделы образовательной области, их содержательные линии.

Третий уровень — учебные материалы, в которых отражены конкретные, подлежащие усвоению учащимися фиксированные в учебниках и других пособиях те элементы содержания (знания, умения, оценочные суждения, деятельные установки и т.п.), кото¬рые составляют основу обучения предмету. Вдумчи¬вое изучение учебников. «Учитель не может сделать» - П.Ф. Каптерев. Вслед за учебниками желательно провести общее ознакомле¬ние со сборниками хрестоматичного типа, материалы которых могут быть использованы в дальнейшем — при подготовке к те¬мам, урокам. Речь идет о сборниках систематически подобран¬ных в учебных целях или для самообразования материалах по от¬раслям знания. При отборе трудов для изучения следует самокритично оце¬нить собственную готовность к занятиям и в первую очередь про-читать книги, освещающие проблемы, менее известные учителю. Ознакомление с трудами по базовым наукам дает необходимые педагогу знания, укрепляет уверенность в себе и авторитет среди учащихся, которые, как правило, с повышенным интересом при¬слушиваются к научным оценкам, к аргументации ученых. Учитель может делать выписки из заинтересовавшей его пуб¬ликации. Удобно собирать материали в форме вырезок. Учителю-обществоведу нередко приходится обращаться к правовым актам, текст которых первоначально публикуется на газетных страницах. Учительская самоподготовка не ограничивается обращением к письменным источникам. Нередко на занятиях возникает разговор (по инициативе как педагога, так и учащихся) о произведениях (по преимуществу современных) искусства (кино и видео — особенно), теле- и радиопередачах. Некоторые педагоги в процессе подготовки к занятиям по духовной культуре считают необходимым просмот¬реть фильмы, видеокассеты, привлекающие особое внимание школьников.

На четвертом уровне — содержание непосредственно включа¬ется в процесс обучения, становится предметом совместной дея¬тельности преподавания и учения.

На пятом уровне содержание ста¬новится достоянием ученика.

Лишь получив достаточно полное представление о конкретном накоплении первых трех уровней, можно перейти к процессу обучения (четвертый уровень).

учебник лишним".