logo
Shirokova_v_voprosah_i_otvetah

23. Семинар как форма учебного занятия.

Учащиеся под руководством учителя на базе ранее полученных знаний, предварительного изучения источников и литературы и собственного опыта обсуждают основные вопросы темы.

Дидактические элементы семинара:

- Получение и углубление знаний.

- Систематизация, обобщение знаний.

- Развитие широкой области аналитических способностей.

- Умение конспектировать и реферировать материал.

Главное на семинаре - это коллективное обучение, предварительная работа с письменными источниками. Успех семинарского занятия зависит от подготовки учащихся, но обеспечивает их подготовку учитель.

Деятельность учителя при подготовке к семинарскому занятию:

1) Дать планы семинарского занятия (за неделю) и прокомментировать.

2) Пояснить место и значение семинара в изучении темы и курса.

3) Сообщить список обязательной литературы и источников.

4) Дать список дополнительной литературы.

5) Предложить индивидуально-групповые задания (например: разбить класс на группы при помощи метода малых групп) и дать разъяснения по поводу их выполнения.

6) Оказать помощь в подготовке к семинару.

Деятельность учителя на семинарском занятии:

1) Вводное слово, в котором чётко определяются цель проведения этого семинарского занятия, актуальность темы.

2) Задать основной вопрос, умело поставить основные и дополнительные вопросы, перед учащимися, чётко сформулировать их.

3) Необходимо помочь учащимся в критическом осмыслении выступление товарищей, дополнить их, заметить полемические замечания (т.е. заставить слушать учеников своих товарищей).

4) Заметить разные точки зрения и организовать дискуссию.

5) Дать краткий анализ выступления учащихся и на его основе построить обобщения по каждому вопросу и всей теме семинара в целом.

Главное - это дискуссия, т.е. напряжение мысли, допустимо пользоваться источниками.

24. Лабораторное занятие.

Лабораторное занятие - форма занятия, на котором организуется самостоятельное изучение нового материала по тексту учебника или по документу.

Есть 2 вида лабораторных занятий:

1) По учебнику - это более простой и доступный для учеников в школе. Цели лабораторного занятия по учебнику включают в себя:

1.1) Формирования целостного об общественных явлениях и их интерпретацию автором учебника, создание собственного образа изучаемых явлений и фактов, формулирование и аргументация личных оценок.

1.2) Формирования умений анализа учебного текста, методика анализа текста: умение различать объективно существующие факты и их авторскую интерпретацию, умение сравнивать сведения в различных учебниках и источниках и умение сопоставлять различные мнения о фактах. Умение разграничивать нравственную оценку событий и их научную трактовку. Умение формулировать собственные выводы и приводить аргументацию своей точки зрения. Умение понимать вероятность и мотивы существования другой точки зрения, вариативность. Формировать личный опыт научной оценки. Лабораторные занятия по учебнику полезнее организовывать когда материал учебника раскрывает тему, должен располагать на работу с ним и в учебнике отражены несколько точек зрения. Всё это помогает формулировать научное мышление.

Структура лабораторного занятия по учебнику:

1 этап. Организационный: сообщить тему обозначить (выделить проблемы, познакомить с текстом и определить форму работы, дать инструкцию по работе с текстом и оформлению результатов.

2 этап. Самостоятельная работа с текстом учащимися в то время как учитель координирует их деятельность.

3 этап. Коллективное обсуждение результатов.

4 этап. Подведения итогов лабораторной работы.

Главная задача: научить работать с текстом, анализировать тест.

2) Занятия по документам - надо помнить, что чем меньше времени чтения, тем больше разбор (не согласен).

Виды документов, используемых в обществоведческом курсе:

1. Нормативные документы (конституция, законы и т.д.).

2. Мемуарные источники, воспоминания.

3. Программные документы (программы партий, организаций, тексты выступлений лидеров).

4. Статистические материалы (цифры, описи, таблицы).

5. Информативные материалы (СМИ без оценок).

6. Личные документы (письма, записки, дневники, т.е. не предназначенные для печати материалы).

7. Материалы научных дискуссий (журналы, стенограммы, протоколы).

8. Публицистические материалы (информация с анализом по рассматриваемой проблеме).

9. Философские тексты (отрывки их трудов философов).

10. Научные и научно-популярные тексты (фрагменты монографий и статей из научных журналов).

На лабораторном занятии происходит одновременно осмысление текста и формирование умений (???),повышающих творческую самостоятельность учащихся.

25. Практическое занятие.

Практическое занятие - это форма учебного занятия, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений, ученики решают познавательные задачи или представляют результаты своей творческой деятельности.

Существует 3 вида практических занятий:

1) По развитию умений.

2) По решению познавательных задач.

3) Занятия по проверке результатов творческой деятельности учащихся.

Самый распространенный это 2 тип, т.е. практические занятия направленные на решение познавательных задач. На них надо выполнять текстовые задания, решать сборники, осуществляется контроль тематических знаний, но это не главная их задача, а главное это применение теоретических знаний на практике.

Структура практического занятия:

1) Организационный этап: формы работы учеников (индивидуальный, групповой).

2) Решение познавательных задач.

3) Обсуждение готовых решений.

4) Подведение итогов, выставление оценок.

Третий же вид, т.е. практические занятия направленных на проверку результатов творческой деятельности учащихся, могут проводится в конце большой темы, четверти, полугодия. Зачитываются доклады.

26. Виды документов, используемых в обществоведческом курсе.

1. Нормативные документы.

2. Мемуарные источники.

3. Программные документы.

4. Статистические материалы.

5. Информационные материалы.

6. Личные документы.

7. Материалы научных, политических, общественных, юриди-

ческих, экономических, философских дискуссий (стенографичес-

кие отчеты, протоколы).

8. Публицистические материалы.

9. Философские тексты.

10. Научные, научно-популярные тексты.

Кратко охарактеризуем каждый из названных видов документов.

1) Нормативные документы.

Наука под нормативным актом понимает официальный пись¬менный документ, принимаемый уполномоченным органом государства; он устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Педагогическая роль данного вида документа велика, так как изу¬чая правовые первоисточники на уроках, можно решать следующие педагогические задачи: учить понимать язык нормативного доку¬мента; давать знание закона; воспитывать уважение к закону; фор¬мировать умение грамотно пользоваться юридической литературой. Изучение этих документов помогает учащимся лучше разобраться в социально-правовых во¬просах жизни общества, готовит к их практическому применению в реальной жизни. Работа с первоисточниками способствует развитию политико-правового мышления, формированию активной жиз¬ненной позиции.