Концепции дистанционного образования Характер дистанционного образования. Отличие от традиционных форм образования
Учебный процесс дистанционного образования имеет множество характеристик, к которым, в частности, относятся [6]: количество рабочих мест студентов, время и место встречи преподавателя со студентами при диалоговом общении, способ организации этого общения, характеристики программ употребляемых в обучении, общая концепция положенная в основу организации курса, методики преподавания, способы контроля знаний и т.п.
В контексте дистанционного образования знание рассматривается как «социально сконструированное через действия, общение и обратную связь, вовлекающую учеников» (Pea, 1992 в [6]).
Общей тенденцией последних лет явилось вытеснение изучения обучением. В частности это привело к замене термина «дистанционное изучение» на «дистанционное образование». Обучение рассматривается не как разработка и выполнение учебных планов, а как непрерывное планирование учебного процесса индивидуально для каждого из учеников.
В процессе дистанционного образования происходит информационный обмен между учителем и учеником. Этот информационный обмен сфокусирован на ученике. Такое положение вещей возникло потому, что расстояние лишает преподавателя возможности управлять учебным процессом традиционными методами [1,6]. Преподаватель постоянно ищет средства для вовлечения студента в учебный процесс.
Таким образом, ученик является центром образования.
Особое внимание уделяется личным интересам студентов. В [6] описываются две категории студентов: студенты, которые хотят пройти полное обучение и студенты, которые хотят повысить свою квалификацию. В соответствии с этим утверждается необходимость двух различных подходов к образовательному процессу и различной организации образовательных учреждений, постепенную трансформацию их из научно-исследовательских центров в консультационные центры и центры непрерывного обучения.
Дистанционное образование является открытым образованием, что означает свободное участие любых категорий населения в курсах и лекциях в удобное для них время и в удобном месте, зачастую дома. Эти свойства особенно важны для тех студентов, которые желают повысить свою квалификацию. Таким образом, преодолевается привязанность к определенному месту и времени, которая была характерна для классического образования. Это естественным образом приводит к увеличению количества обучающихся.
Важным понятием в дистанционном образовании является среда обучения, особенно в образовании при помощи компьютерных технологий. Среда обучения это некая оболочка, при посредничестве которой происходят образовательные действия.
Использование интерактивных методов преподавания, а также психология общения посредством компьютеров, приводит к улучшению активности студентов, к интенсификации информационного образовательного обмена. Возникает возможность использовать автоматизированные системы обучения и контроля, которые способствуют улучшению анализа методик преподавания [9].
В [1] отмечается, что дистанционное образование вовсе не исключает личного общения, а использует его как необходимый компонент образовательного процесса.
Дистанционное образование предоставляет возможность использовать множество всевозможных форм организации учебного процесса. В частности большое внимание уделяется различным формам коллективного электронного обучения, что также является стимулом для студентов [11] и выполняет побочную цель социального воспитания.
Свобода организации учебного процесса лежит в разнообразии средств менеджмента электронной среды обучения, в широких возможностях конструирования сред, которые предоставляет компьютер [9].
- Определение дистанционного образования, история и обзор технических средств Определения дистанционного образования
- Причины возникновения дистанционного образования
- Обзор средств дистанционного образования
- Печатные материалы
- Радиосвязь, телефон
- Телевидение
- Мультимедиа
- Компьютерные коммуникации
- Концепции дистанционного образования Характер дистанционного образования. Отличие от традиционных форм образования
- Теория дистанционного образования
- Расстояние взаимодействия
- Взаимодействие
- Контроль
- Социальный контекст
- Место дистанционного образования
- Концепции дистанционного образования
- Обучение, сконцентрированное на ученике
- Кооперативное и групповое обучение
- Компьютерные взаимодействия
- Ситуационное обучение
- Обратная связь и закрепление пройденного
- Использование изображений
- Индивидуальное обучение
- Технологии дистанционного образования Технические средства
- Аудиокассеты
- Видеокассеты
- Компьютерные коммуникации
- Программные средства
- Утилиты
- Тренировка и практика
- Мультимедиа
- Предметный указатель
- Литература