Технологии дистанционного образования Технические средства
Технологии дистанционного образования, как отмечалось, целиком зависят от средств передачи данных. В настоящее время в дистанционном образовании получили широкое распространение компьютерные средства передачи данных (СМС - computer media communication), которые могут обеспечить работу как в синхронном, так и в асинхронном режиме и перестройка с режима на режим достигается без технических сложностей. Для осуществления СМС необходима глобальная или локальная компьютерные сети, объединяющие компьютеры в масштабе одного учебного учреждения, страны, континента или в масштабе всей планеты [9]. Для построения глобальных сетей необходимо иметь развитые средства связи (телефонные и спутниковые линии и т.п.).
Имеется четыре категории описывающих образовательные технологии (Jonasen, 1991 в [9]):
Одно место и одно время. Эта категория является классической и принадлежит обычному личному обучению. Подобные технологии используются в дистанционном образовании для выполнения специфических задач, особенно в социальном аспекте. Личные встречи используются также для обучения студентов использованию технических средств. Личное общение не исключает использование программного обеспечения и компьютеров. В качестве примера можно привести вспомогательное обеспечение для действий наподобие «мозгового штурма».
Разное время и разные места. К этой категории относятся технологии с использованием средств пересылки неинтерактивных обучающих материалов.
Одно время и разные места. Имеется два варианта подобных технологий: использование телекоммуникаций или телеконференций и использование неинтерактивных средств подобных радио или телепередаче. Телеконференции можно разделить по четырем видам: аудиоконференции, аудиографические конференции, видеоконференции и компьютерные конференции. Компьютерные конференции также делятся на два вида - синхронные и асинхронные. Асинхронные компьютерные конференции попадают под категорию разное время\разные места. Для обеспечения телеконференций используются разнообразные технические средства, программное обеспечение
Одно место и разное время. Примером этой категории являются встреча студентов с преподавателем дистанционного образования в лаборатории для выполнения работ. Такие встречи могут быть индивидуальными. Для их обеспечения создаются локальные учебные центры.
Далее мы подробно рассмотрим набор технических средств дистанционного образования и определим место каждого из них для выполнения учебных задач.
Печать
Печатные материалы использовались в основном до 1970-х годов. Теперь в некоторых странах с неразвитыми средствами связи печатные материалы также используются для конструирования образовательной среды. Печатные материалы относятся к так называемому первому поколению. Печатные материалы могут служить индустриальной формой образования, поскольку их очень легко и дешево производить и распространять. Недостатком печатных материалов является их неитерактивность. Преподавателю очень трудно заставить студента взаимодействовать. В современных методиках печатные материалы используются в качестве вспомогательной обучающей среды. Напечатанный методический материал или руководство изучения может обеспечивать интеграцию между различными компонентами средств и активизировать студентов. В последнее время появились средства создания псевдодиалога с использованием печатных материалов при помощи особого тона и структуры изложения.
- Определение дистанционного образования, история и обзор технических средств Определения дистанционного образования
- Причины возникновения дистанционного образования
- Обзор средств дистанционного образования
- Печатные материалы
- Радиосвязь, телефон
- Телевидение
- Мультимедиа
- Компьютерные коммуникации
- Концепции дистанционного образования Характер дистанционного образования. Отличие от традиционных форм образования
- Теория дистанционного образования
- Расстояние взаимодействия
- Взаимодействие
- Контроль
- Социальный контекст
- Место дистанционного образования
- Концепции дистанционного образования
- Обучение, сконцентрированное на ученике
- Кооперативное и групповое обучение
- Компьютерные взаимодействия
- Ситуационное обучение
- Обратная связь и закрепление пройденного
- Использование изображений
- Индивидуальное обучение
- Технологии дистанционного образования Технические средства
- Аудиокассеты
- Видеокассеты
- Компьютерные коммуникации
- Программные средства
- Утилиты
- Тренировка и практика
- Мультимедиа
- Предметный указатель
- Литература