logo
теория 3 сем

§ 3. Повелительное наклонение (императив): его общее и частные значения. Вопрос о составе форм императива и квалификации его аффиксов.

Общее значение повелительного наклонения - побуждение к действию со стороны говорящего лица. Оно реализуется в речи в различных частных значениях: это значение просьбы, совета, предостережения, запрещения, приказания, призыва, в выражении которых определяющую роль играет интонация: В стороне приплясывал Ленька и кричал нахальным голосом: - Ага! Получили! Не ловите, не ловите, когда не умеете! (Пауст.); Жамм фыркал, как кашалот, и кричал: - Купайтесь, мальчики! Завтра вползаем в настоящее пекло (Пауст.).

Все эти значения определяются ситyацией речи, намерением и эмоциональным отношением говорящего, средством их выражения является интонация. Вне интонации повелительного наклонения не существует. Отметим некоторые другие средства, участвующие в выражении семантики императива. Так, например, присутствие личных местоимений смягчает побуждение, придает ему характер просьбы; обращение акцентирует адресность; наличие частицы -ка привносит фамильярный оттенок; употребление частицы «смотри» актуализирует предостережение: Ты мне что-нибудь, родная, на прощанье пожелай (Исак.); Скажи-ка, дядя, ведь недаром Mocква, спаленная пожаром, французу отдана? (Лерм.); Ты смотри же не говори маме, - сказала Катя Соне, отправляясь с ней спать (Ч.).

С повелительным наклонением связано две проблемы в современной лингвистике: 1) вопрос о составе форм императива и 2) квалификация его аффиксов.

При широком подходе, который принят в ряде вузовских пособий, в состав форм повелительного наклонения входят: 1) формы 2 лица ед. и мн. числа: читай, читайте; 2) формы 1 лица мн. числа (формы совместного действия): пойдем, пойдемте; давай(те) пойдем, давай(те) петь; 3) формы 3 лица (всегда аналитические): пусть читает, пусть читают.

Некоторые лингвисты полагают, что формой повелительного наклонения является только форма 2 лица, ибо волеизъявление говорящего всегда адресовано собеседнику. Формы типа пойдемте, давай поговорим, пусть читает называют синтаксическими аналогами форм повелительного наклонения, лишь функционально к ним примыкающими.

В Гр.-80 к повелительному наклонению отнесены формы 2 лица и формы совместного действия, в которых значение императива выражается посредством постфикса -те: идемте, летимте или частицы давай в сочетании с инфинитивом: давай(те) петь. При отсутствии постфикса или формообразующей частицы значение побуждения выражается только интонационно, а сами формы омонимичны формам 1 лица настоящего-будущего времени изъявительного наклонения: бежим, почитаем. Формы типа пусть читает рассматриваются как сочетания слов.

Основная форма повелительного наклонения - это форма 2-гo лица. Образуется она от основы настоящего - будущего времени при помощи аффикса , материально выраженного или нулевого: принеси, сядь, который в одних случаях квалифицируется как суффикс, в других - как окончание. Для образования мн. числа служит аффикс -те, который также рассматривают неоднозначно: как окончание, постфикс или суффикс.

Ряд глаголов имеет особенности в образовании форм 2-гo лица повелительного наклонения:

- глаголы с суффиксом -ва- в основе инфинитива и без него в основе настоящего времени сохраняют этот суффикс и в повелительном наклонении: выдавать - выдают - выдавай;

- глаголы с корнем на -и- и все их приставочные производные (бить - выбить, прибить и т. д.) образуют повелительное наклонение с основой на -ей: бей - выбей, прибей, которая не совпадает ни с основой инфинитива, ни с основой настоящего времени: ср.: бить - бj-ут - бей;

- по-особому образуют форму повелительного наклонения глаголы: есть (ешь), ехать (поезжай), лечь (ляг).

Отмечают вариативность форм повелительного наклонения от некоторых глаголов: высыпать - высыпи и высыпь, лезть - лезь и полезай, прочистить - прочисть и прочисти и др.

Каждый член видовой пары имеет свою форму повелительного наклонения: выполнить – выполни, выполнять – выполняй, решить – реши, решать – решай и т. д.

Некоторые глаголы не образуют форм императива, таковы слышать, видеть, хотеть, мочь, гнить, болеть (испытывать боль), противостоять; безличные лексемы нездоровится, вечереет, тошнит и др. Причины их недостаточности чаще всего семантические: эти глаголы обозначают такие действия, которые осуществляются без воли субъекта.

Формы совместного действия - это формы мн. числа; обозначаемое ими побуждение всегда относится к двум или более лицам, включая самого говорящего. Значение повелительного наклонения выражается у них при помощи:

1) постфикса -те, присоединяемого к формам 1 лица мн. числа изъявительного наклонения глаголов СВ и однонаправленных глаголов движения НСВ: пойдемте, решимте, едемте;

2) при помощи частицы давай(те)+ форма 1 лица мн. числа изъявительного наклонения (СВ) или + инфинитив (НСВ): давай(те) решим, давай(те) решать.

Побуждение, относящееся к 3 лицу, выражается только аналитическим способом: при помощи частицы пусть (пускай), которая присоединяется к формам 3 лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени. Собеседник при этом является не исполнителем воли говорящего, а лишь лицом, её передающим: Своих князей у них довольно, пусть себе в цари любого изберут (П.). К числу форм 3 лица императива относят обычно и образования с частицей да: Да будет вам известно, - сказал доктор с торжеством, - что и в двадцатом веке могут случаться чудеса (Пауст.).

Таким образом, средства выражения значения повелительного наклонения разнообразны: это суффикс –и (или нулевой суффикс), флексия –те, постфикс –те (в нерегулярных формах совместного действия), частицы давай(те), пусть.

Парадигма императива состоит из 12 форм:

2 лицо

Формы совместного действия

3 лицо

читай

Давай читать

Пусть читает

читайте

Давайте читать

Пусть читают

прочитай

Давай прочитаем

Пусть прочитает

прочитайте

Давайте прочитаем

Пусть прочитают