Глава 2. Особенности перевода метафор в научно-популярном тексте 29
2.1. Стилистические ограничения при выборе приемов перевода метафор 29
2.2. Переводческий анализ отрывка из книги М. Флебчера «Учи с успехом» 41
Выводы по 2 главе 51
Заключение 52
Библиография 54
Приложение 1 55
Приложение 2 80
По содержанию видно, что в данной работе нет материала, не имеющего отношения к теме исследования, так как все три аспекта темы (лингвистическое явление, переводческий контекст и функциональный стиль) рассматриваются не в отрыве друг от друга, а во взаимосвязи: раскрываются не просто особенности научно-популярного текста, а их влияние на функционирование в нем метафоры, не просто приемы перевода метафор, а их зависимость от стилевых характеристик.
При определении структуры работы следует обратить внимание на соразмерность глав и разделов в главах. Равноположенные структурные единицы должны быть примерно равны по объему. Кроме того, нецелесообразно чрезмерно дробить структуру работы, выделяя разделы, которые занимают только одну или две страницы.
Во введении (3 – 4 стр.) обосновывается актуальность темы, дается анализ степени разработанности проблемы на настоящий момент с указанием фамилий ученых, работающих над данной проблемой, может присутствовать краткая историческая справка об идеях и концепциях, повлиявших на развитие данного вопроса. Актуальность может определяться большой распространенностью изучаемого явления, степенью полезности темы для современного этапа развития науки.
Формулировка цели исследования согласуется с темой и определяет объект, предмет, и задачи исследования. В конце введения перечисляются использованные методы исследования.
При написании дипломной работы ставится только одна цель с использованием следующих формулировок: «Выявить особенности (приемы, способы, трудности) перевода (исследуемого явления)», «Разработать алгоритм перевода…», «Выявить переводческие тенденции…».
Оптимальное количество поставленных задач – от четырех до шести. Их нумеруют арабскими цифрами, располагая каждую задачу с красной строки. Задачи обычно формулируют с помощью глаголов:
- проанализировать/ изучить (классификации, особенности лингвистического явления);
- уточнить (понятия, определения);
- составить/ разработать (классификацию, глоссарий);
- обосновать (подход, классификацию);
- исследовать (связь понятий, причины явления);
- рассмотреть (принципы, способы образования);
- выявить (причины явления, влияющие факторы);
- выделить (основные функции, стилистические характеристики).
Так как постановка задач осуществляется до написания самой работы, не следует намечать задачи по изучению конкретных классификаций, определений, подходов с указанием имен их авторов: подходящие классификации (определения, подходы) определяются в процессе исследования, а не до него. Так, некорректная задача «изучить классификацию фразеологических единиц А.В.Кунина» должна быть переформулирована как «изучить существующие классификации фразеологических единиц».
Поставленные задачи должны последовательно решаться на протяжении всей работы, что находит отражение в содержании через названия глав и разделов.
Определение предмета и объекта исследования не вызовет трудностей, если помнить, что предмет – это какой-либо аспект, сторона или ракурс объекта. В формулировке цели сначала обычно упоминается предмет, а затем объект исследования. Например, если поставлена цель «выявить приемы перевода метафор с английского языка на русский в научно-популярном тексте», то предметом будут являться приемы перевода метафор, а объектом – метафоры. Таким образом, исследуемое лингвистическое явление выступает в роли объекта.
Теоретическая часть исследования включает анализ разнообразных подходов и мнений по данной проблеме, причем исследователь должен всегда четко заявлять, какой точки зрения он придерживается в своей работе.
Может присутствовать раздел, посвященный историческому экскурсу, но он не должен касаться развития общей теории перевода или соответствующего раздела лингвистики, а отражать изменение взглядов ученых на возможности, особенности и способы перевода изучаемого языкового явления.
Единообразие используемой терминологии – одно из требований, предъявляемых к научному исследованию. Но оно не означает, что исследователь с самого начала ограничивает себя каким-либо одним подходом, соответствующим определенному термину (названию, формулировке), что в значительной степени обеднило бы научный труд. Речь идет о том, что после цитирования различных авторов, предлагающих свои названия рассматриваемому феномену, из них необходимо выбрать одно и придерживаться его на протяжении всей работы.
Определившись с терминологией, исследователь должен выработать четкую позицию по отношению к содержанию терминов и понятий, используемых в работе. Всем терминам и понятиям, вынесенным в формулировки темы, названий глав и разделов, даются определения. При этом можно проанализировать имеющиеся определения и воспользоваться одним из них, аргументировано обосновав свой выбор. Если ни одно из определений не отвечает цели и задачам исследования в полной мере, можно дать свое определение, видоизменив или объединив несколько из представленных в работе.
Для иллюстрации анализируемых положений приводятся примеры из выполненного перевода с указанием в круглых скобках номера примера из приложения. В виде исключения допускается использование отдельных заимствованных примеров у других авторов с обязательным указанием источника заимствования. Возможно использование сравнительного анализа нескольких профессиональных переводов одного произведения с указанием всех библиографических данных использованных источников. Все примеры выделяются в тексте курсивом.
Между отдельными главами и разделами необходима логическая связь и естественный переход. В конце каждой главы делаются краткие выводы, которые выделяют в отдельный раздел, но не нумеруют его. В выводах по каждой главе даются самые важные умозаключения, к которым пришел автор при написании данной главы, и которые будут необходимы для дальнейшего исследования.
В практической части дается переводческий анализ эмпирического материала (примеров), собранных автором при самостоятельном переводе выбранного текста с исходного языка на язык перевода, делаются обобщения, показывающие, каким образом полученные данные подтверждают выводы, сделанные в теоретической части. Возможен количественный анализ частотности сохранения выявленных закономерностей при переводе исследуемого лингвистического явления. Практическая часть может не выделяться в самостоятельную главу, а вплетаться в канву теоретической части. Если лингвистический и переводческий анализ аутентичных иноязычных текстов представляет собой отдельную главу, ей дается заглавие.
В заключении (2 – 4 стр.) делаются выводы по всей работе: каким образом достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении. Выводы должны точно соответствовать цели и задачам (с сохранением нумерации задач во введении) и носить конкретный характер. Например, если во введении была поставлена задача «определить факторы, влияющие на выбор способа перевода фразеологических единиц», то в заключении вывод по выполнению этой задачи может быть сформулирован следующим образом: «Было выявлено, что основными факторами, влияющими на выбор способа перевода фразеологических единиц, являются контекстуальные актуализаторы». Выводы не должны представлять собой лишь фактическое перечисление задач, необходимо аргументировать их выполнение.
Заключение – очень важная структурная единица любого научного труда. По нему судят о результатах проведенного исследования, а также о его качественном уровне.
В библиографическом списке (библиографии) приводятся сначала все русскоязычные источники в алфавитном порядке, а затем иноязычные, с указанием всех выходных данных, в том числе названия издательства и общего количества страниц (см. подробнее 1.3.3. данного пособия) При отсутствии каких-либо библиографических данных источник исключается из списка использованной литературы, и при недостаточном количестве источников (менее 20) дипломная работа не может быть допущена к защите.
В Приложении 1 (правила оформления приложений см. 2.2. данного пособия) помещаются 25 – 30 страниц авторского перевода иноязычного текста, а в Приложении 2 – ксерокопия текста оригинала вместе с ксерокопией титульного листа произведения. В обоих приложениях примеры анализируемого лингвистического явления должны быть подчеркнуты и пронумерованы. Нумерация дается арабскими цифрами в круглых скобках после подчеркнутого примера. Внутри каждого приложения используется сквозная нумерация, причем номера примеров в тексте оригинала и тексте перевода должны точно соотноситься друг с другом. При наборе текста оригинала на компьютере авторский перевод целесообразно давать параллельно.
Если для перевода выбран художественный текст, желательно привести краткие сведения об авторе переводимого произведения, его месте в национальной и мировой литературе, характерных особенностях его творчества. Если произведение переведено не с начала, переводу при необходимости, для лучшего понимания, может быть предпослано краткое изложение предшествующих глав.
Допускается выбор текстов различных функциональных стилей, когда с помощью сопоставительного анализа выявляются различия в функционировании исследуемого языкового явления в данных текстах и особенностях его перевода.
Текст для перевода должен быть оригинальным, а не переведенным на иностранный язык с других языков (например, статья в американском журнале, переведенная на английский с испанского языка). Кроме того, избранный для перевода текст должен переводиться на язык перевода впервые. Если для перевода сознательно выбирается уже переведенный текст, необходимо аргументировано обосновать свой выбор. Допускается перевод текста с русского языка на иностранный, но тогда следует позаботиться о рецензировании практической части дипломной работы носителем языка. В случае перевода с русского языка на английский объем текста перевода может быть снижен до 20 – 25 страниц.
Если имеются другие приложения (с таблицами, диаграммами, графиками, глоссариями и т.д.), каждому из них присваивается свой номер по порядку.
Общий объем дипломной работы (с приложением 1 – авторским переводом) составляет 70 – 75 страниц, без приложений – 45 – 50 страниц. Дипломная работа пишется на русском языке.
Логику раскрытия темы в дипломной работе отражает схема 1.
Схема 1
Взаимосвязь между компонентами дипломной работы и научно-исследовательским аппаратом
Тема
Содержание Названия глав, разделов
Цель
Введение
Объект
Задачи
Методы
Заключение Выводы
3.3.
3.3. Предзащита и защита дипломной работы
Законченную дипломную работу сдают для проверки научному руководителю в начале мая. Проверенная работа возвращается автору для доработки и/или окончательного оформления. Окончательно оформленную работу представляют научному руководителю для заключения о допуске к предзащите. Работы, не предоставленные к этому сроку, к предзащите не допускаются, а выносятся сразу же на защиту (при наличии допуска научного руководителя).
Предзащита – важный итоговый рубеж, «генеральная репетиция» дипломной работы. Пропустившие предзащиту упускают возможность получить ценные рекомендации и замечания членов аттестационной комиссии и учесть их при подготовке к защите. Кроме того, предзащита – это своеобразная тренировка умения выступать на публике, аргументировано отвечать на вопросы и отстаивать свою позицию. Выпускники, прошедшие предзащиту, обычно имеют гораздо больше шансов получить высокую оценку на защите.
Работу, отпечатанную в двух экземплярах, и заключение научного руководителя о допуске к предзащите (Приложение 6) сдают в деканат не позднее, чем за 2 дня до предзащиты, которая обычно проходит в начале июня. Экземпляры работы представляются в скрепленном, но еще не переплетенном виде.
После предзащиты у студентов есть одна - две недели для корректировки и/или доработки своей работы и подготовки ее к защите. За 10 дней до назначенного дня защиты окончательный вариант дипломной работы в переплетенном виде сдается научному руководителю для составления отзыва о работе (Приложение 7). В своем отзыве научный руководитель отмечает, насколько регулярно студент пользовался консультациями, с какой степенью ответственности и дисциплинированности выполнял работу. Все это отражено в учетной карточке выпускника по выполнению дипломной работы, где научный руководитель в течение учебного года отмечал итоги и сроки прохождения студентом основных этапов работы. В отзыве научный руководитель делает заключение о допуске дипломной работы к защите, оценивает теоретическую и практическую части работы отдельно, выставляя, таким образом, две оценки.
Вместе с окончательным вариантом дипломной работы студент отдает на подпись научному руководителю книжку дипломника. Образец заполнения ее титульного листа представлен в Приложении 8. В книжке дипломника заполняются следующие разделы: наименование темы, цель работы, содержание дипломной работы, задание к теоретическому разделу дипломной работы (поставленные задачи и как они были выполнены), задание к практическому разделу дипломной работы (поставленные задачи, их выполнение в процессе перевода текста оригинала), основная литература. На последних страницах книжки дипломника свои подписи ставят научный руководитель и исполнитель дипломной работы.
За 7 дней до защиты переплетенная работа вместе с отзывом научного руководителя передается рецензенту. Если научным руководителем заблаговременно не было получено согласия какого-либо преподавателя кафедры о написании рецензии на дипломную работу его подопечного студента, то рецензент назначается кафедрой.
Рецензия (Приложение 9), как правило, включает в себя оценку актуальности темы, правильности содержания, наличия, глубины и объективности анализа имеющейся по теме научной литературы, корректно и четко сформулированных целей и задач, полноты раскрытия темы, наличия или отсутствия научной классификации рассматриваемых явлений, правомерности используемых критериев, логичности изложения, убедительности и обоснованности выводов, их применимости в практике перевода, объема библиографии, правильности оформления работы. Кроме того, он содержит конкретный анализ качества выполненного перевода. В конце рецензии даются две оценки – за теоретическую и практическую части работы.
При выставлении оценок научный руководитель и рецензент используют критерии, отраженные в табл. 5.
Готовая дипломная работа (один экземпляр) в печатном переплетенном виде и в электронном виде (на дискете) вместе с отзывами научного руководителя и рецензента, а также книжка дипломника подаются в деканат за два дня до защиты. Находящаяся в деканате учетная карточка студента по выполнению дипломной работы должна быть заполнена и подписана научным руководителем.
Автор работы имеет право за день до защиты ознакомиться с рецензией для подготовки к защите.
Предзащита и защита идентичны по процедуре их проведения. В обоих случаях следует заранее подготовить раздаточный материал, речь выступления и согласовать их с научным руководителем. Раздаточный материал готовят в расчете не менее одного экземпляра на двух членов аттестационной комиссии (5-6 экземпляров). На раздаточном материале (3-5 листов формата А4) указываются фамилия и имя студента, тема исследования, научный руководитель, цель и задачи исследования. В раздаточном материале для защиты указывается еще и рецензент.
Таблица 5
- Часть 1. Общие требования к написанию курсовых и дипломных работ
- 1.1. Методология научного творчества
- 1.1.1. Общая схема хода научного исследования
- 1.1.2. Использование методов научного познания
- 1.2. Работа над текстом курсовой или дипломной работы
- 1.2.1. Рубрикация текста
- 1.2.2. Язык и стиль курсовой и дипломной работы
- 1.3. Оформление курсовой и дипломной работы
- 1.3.1. Печать текста курсовой и дипломной работы
- 1.3.2. Представление отдельных видов текстового материала
- 1.3.3. Оформление библиографических списков
- Часть 2. Требования к написанию курсовых работ
- 2.1. Особенности написания курсовых работ на факультете иностранных языков
- График выполнения курсовых работ по лексикологии студентами факультета иностранных языков
- График выполнения курсовых работ по общему языкознанию студентами факультета иностранных языков
- 2.2. Композиционная структура курсовой работы
- Часть 3. Требования к написанию дипломной работы
- 3.1. Место и роль дипломной работы в курсе подготовки лингвистов-переводчиков
- Требования к научно-исследовательской дипломной работе
- График выполнения дипломных работ студентами факультета иностранных языков
- 3.2. Композиционная структура дипломной работы
- Глава 1. Функционирование метафор в научно-популярном тексте 5
- Глава 2. Особенности перевода метафор в научно-популярном тексте 29
- Критерии оценки за теоретическую и практическую части дипломной работы
- Особенности предзащиты и защиты
- Литература
- Образец титульного листа курсовой работы
- Иванова е.П. Словосложение в современном английском языке
- Примерные темы курсовых работ по лексикологии Стилистическая характеристика словарного состава английского языка
- Этимологическая характеристика словарного состава английского языка
- Словообразование
- Семантика
- Фразеология
- Ономастика (наука об именах собственных)
- Американский английский и другие варианты
- Лексикография
- Примерные темы курсовых работ по теории перевода
- Примерные темы курсовых работ по общему языкознанию
- Образец титульного листа дипломной работы
- Образец отзыва научного руководителя о дипломной работе Отзыв
- Образец титульного листа книжки дипломника
- Книжка дипломника
- Образец рецензии на дипломную работу Рецензия
- Примерные темы дипломных работ
- Проблемы лексикологии в аспекте перевода
- Проблемы грамматики в аспекте перевода
- Проблемы стилистики в аспекте перевода
- Общие проблемы перевода
- Содержание
- Часть 1. Общие требования к написанию курсовых и дипломных работ 3
- 1.1. Методология научного творчества 3
- 1.1.1. Общая схема хода научного исследования 3
- Часть 2. Требования к написанию курсовых работ 33
- Часть 3. Требования к написанию дипломных работ 40