logo
методичка last 3 по нап

2.1. Особенности написания курсовых работ на факультете иностранных языков

Курсовая работа является отчетной формой обучения студентов с элементами самостоятельного научного исследования. В курсовой работе студент должен показать наличие научных знаний по избранной им теме в объеме, установленном программой учебной дисциплины, а также наличие элементарных навыков и умений научного исследования.

Изложение материала в курсовой работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы работы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от раздела к разделу, а внутри раздела – от вопроса к вопросу. Текст работы должен демонстрировать:

- знакомство автора с основной литературой вопроса;

- умение выделить проблему и определить методы ее решения;

- умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

- достаточный уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.

Тема курсовой работы может быть сформулирована студентом самостоятельно (впоследствии ее уточняют вместе с научным руководителем) или выбрана из списка тем, предложенных преподавателями кафедры.

Тема курсовой работы может быть либо научно-исследовательской, т.е. посвящена неизученному или малоизученному вопросу лингвистической науки, либо учебно-исследовательской. В последнем случае выбранная в качестве темы курсовой работы лингвистическая проблема в научном плане может быть достаточно изученной, но в учебных целях она выбирается как объект исследования для обучения студента методологии и методике научного поиска.

Студент должен составить предварительную библиографию научных работ по избранной теме. Это трудоемкая задача, требующая немалых затрат времени на работу в библиотеках, где необходимо провести библиографический поиск. Его цель – общее знакомство с имеющейся по данной теме литературой, различными аспектами проблемы, отбор литературы для последующего изучения и т.д.

Библиографический поиск рекомендуется проводить в следующих библиотеках:

- Российская государственная библиотека (бывшая Государ-ственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, ул. Воздвиженка, д.3, ст. метро «Библиотека им. Ленина»),

- Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ул. Николоямская, д.1, ст. метро «Таганская»),

- Диссертационный зал Российской государственной библиотеки (г. Химки Московской обл., ул. Библиотечная, д.15. Проезд автобусами от ст. метро «Речной вокзал» и электричками до ст. «Левобережная». Для посещения диссертационного зала предварительно нужно записаться в библиотеку в ее главном здании).

Литература по интересующей теме подбирается с помощью предметного каталога. Консультацию по его структуре можно получить у консультантов по каталогам.

Полезными могут оказаться периодический журнал «Вопросы языкознания» и реферативный журнал, издаваемый Институтом научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6. Языкознание». В этих журналах публикуются статьи, рефераты книг и статей по проблемам общего и сравнительно-исторического языкознания, теоретическим проблемам лингвистики и т.п.

При работе в Российской государственной библиотеке и Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино необходимо иметь в виду, что предметный каталог статей в них ведется отдельно от предметного каталога книг. О месте его нахождения следует справиться у консультанта по каталогам.

Составив список заинтересовавших вас названий вместе с их шифрами и указанием библиотеки, в фондах которой то или иное издание находится (шифры книг или статей (сборников статей) нужно выписывать на карточку сразу, чтобы потом вновь не искать их в каталоге), все книги из списка (разумеется, по частям) необходимо заказать и просмотреть. Бывают случаи, когда заглавие книги не совсем отражает ее содержание или не отражает его совсем. Выявленную литературу по теме прочитывают, чтобы составить представление об общем объеме и основных аспектах освещающейся в ней проблемы, научно- или учебно-исследовательской.

Не следует забывать и о том, чтобы сразу выписывать все библиографические данные книг (в том числе место и год издания, издательство, общее количество страниц в книге и номер страницы, откуда берется цитата), чтобы впоследствии не тратить время для повторного поиска книг только для того, чтобы восстановить недостающие данные.

Допускается также использование Интернет-ресурсов в качестве электронной библиотеки. Однако электронные источники являются вспомогательными, основную роль при написании курсовой и дипломной работы играют печатные издания.

После того, как материал изучен и сделаны необходимые выписки (обязательно с указанием источника!), можно приступать к написанию теоретической части.

Курсовая работа по лексикологии выполняется студентами в курсе изучения этой дисциплины (2-3 курс, 4-5 семестры).

К началу марта (2 курс, 4 семестр) студенты определяются с темой курсовой работы. Примерный список тем курсовых работ по лексикологии приведен в Приложении 2.

К началу мая (2 курс, 4 семестр) студенты отчитываются по литературе по выбранной теме: приносят библиографические карточки с указанием библиотеки, в фондах которой находится то или иное издание, с выписанными шифрами книг (статей, сборников статей).

К началу июня (2 курс, 4 семестр), то есть к зачету по лексикологии студенты должны представить предполагаемое содержание курсовой работы, а также подобрать источник для своего лингвистического исследования (книгу, журнал) и обсудить предполагаемое исследование с преподавателем дисциплины.

К началу ноября (3 курс, 5 семестр) следует представить черновой вариант курсовой работы.

К началу декабря (3 курс, 5 семестр) студенты сдают готовые работы научному руководителю по изучаемой дисциплине.

Сроки промежуточного и итогового контроля результатов курсовой работы по лексикологии представлены в табл. 1.

Таблица 1