logo
методичка last 3 по нап

1.3.2. Представление отдельных видов текстового материала

Текстовой материал научного произведения весьма разнообразен. К нему относят также числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п., то есть все то, что требует при своем оформлении знания особых технико-орфографических правил. В научных работах гуманитарного характера используется, как правило, цифровая и словесно-цифровая форма записи информации.

Рассмотрим вначале правила записи числительных.

Однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишут словами. Например, пять образцов (не 5 образцов).

Многозначные количественные числительные пишутся цифрами (50 примеров), за исключением числительных, которыми начинается абзац, такие числительные пишутся словами.

Количественные имена числительные согласуются с именами существительными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей. Например, до пятидесяти словоупотреблений (род. п.), к сорока примерам (дат. п.).

В формах именительного и винительного падежей количественные числительные управляют существительными. Например, имеется пятьдесят (им. п.) словоупотреблений (род. п.), получить сорок (им. п.) примеров (род. п.).

Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными. Например, на 20 страницах (не на 20-ти страницах).

Порядковые числительные пишут как словами, так и цифрами. Однозначные и многозначные порядковые числительные могут записываться словами. Например, третий, тридцать четвертый, двухсотый.

Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, в научных текстах пишутся цифрами. Например, 15-томный словарь.

Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания. Например, вторая – 2-я (не 2-ая), пятнадцатый – 15-й (не: 15-ый или 15-тый), тридцатых – 30-х (не 30-ых), в 53-м году (не в 53-ем или 53-ьем году), десятого класса – 10-го класса (не 10-ого класса).

При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз. Например, студенты 1 и 2-го курсов.

Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся. Например, в главе 3, на рис. 2, в табл. 4.

Порядковые числительные при записи римскими цифрами для обозначения порядковых номеров столетий (веков) падежных окончаний не имеют. Например, ХХ век (не ХХ-й век).

В научных работах часто встречаются сокращения. Выделяют следующие виды сокращений:

  1. буквенные аббревиатуры;

  2. сложносокращенные слова;

  3. условные графические сокращения по начальным буквам слов;

  4. условные графические сокращения по частям слов и начальным буквам.

Рассмотрим их более подробно.

Буквенные аббревиатуры составляются из первых букв полных наименований и различаются:

а) на читаемые по названиям букв (США);

б) на читаемые по звукам, обозначаемым буквами (вуз – высшее учебное заведение).

Если в курсовой или дипломной работе какое-либо понятие, обозначаемое многосложным термином, встречается достаточно часто, для него можно ввести окказиональную аббревиатуру, которая будет использоваться только в данной работе. Первое упоминание аббревиатуры, вводимое автором, указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем данная окказиональная аббревиатура употребляется в тексте без расшифровки.

Сложносокращенные слова составляются из сочетания:

а) усеченных слов и полных слов (профсоюз – профессиональный союз);

б) одних усеченных слов (колхоз – коллективное хозяйство).

Допускается употребление сложносокращенных слов, рассчитанных на узкий круг специалистов.

Условные графические сокращения по начальным буквам слов читаются полностью, сокращаются только на письме и пишутся с точками на месте сокращения (к.ф.н – кандидат филологических (философских) наук , т.е. - то есть, и т.д. - и так далее, г. - год, гг. - годы, и т.п. - и тому подобное).

Условные графические сокращения по частям и начальным буквам слов:

Такие сокращения делаются после перечисления (и др.- и другие, и пр. – и прочие), при ссылках (см. – смотри, ср. – сравни, напр. – например), и в других случаях (н. ст. – новый стиль, ст. ст. – старый стиль, обл. – область, гр. – гражданин, акад. – академик, доц. – доцент, проф. – профессор).

Слова и другие, и тому подобное, и прочие внутри предложения не сокращают.

Внутри предложения также не допускаются сокращения так называемый (т.н.), так как (т.к.), например (напр.).

При использовании большого числа сокращений, рекомендуется приводить список сокращений с расшифровками в конце работы.

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного произведения печати следует приводить цитаты.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться библиографическими ссылками на источник заимствования.

Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, без произвольного сокращения текста и без искажения мысли автора.

Если цитата воспроизводит только часть положения цитируемого текста, то пропуск слов, предложений и абзацев обозначается многоточием (…). Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). В этом случае смысл цитаты не должен искажаться. Нельзя произвольно объединять в одну несколько цитат.

Если приводят не точный текст цитаты, а ее пересказ, цитату в кавычки не заключают, а ссылку на источник дают в конце заимствованного материала. Рекомендуется такой пересказ сопровождать оборотами типа: По мнению такого-то, Как считает такой-то, Как отмечает такой-то. Излагая мысли других авторов своими словами, следует быть предельно точным и корректным при оценке излагаемого.

Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки. Однако в случаях явной полемики употребляется выражение «так называемый».

Текст цитаты заключается в кавычки и начинается с прописной буквы.

Цитата начинается со строчной буквы, если вводится в середину авторского предложения не полностью (опущены первые слова), например:

И.Б. Долинина считает «…вполне правомерным ставить вопрос о наличии особой категории, значение которой связано непосредственно с количественностью, - глагольной множествен-ности» [15, с. 222].

Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начинается в источнике, например:

А.М. Газов-Гинзберг отмечал, что «полный или частичный повтор слова – распространенное и нередко основное средство образования множественного числа, поскольку здесь увеличение количества звука явно символизирует количественное умножение объекта…» [4, с. 10].

При записи ссылок в научной работе следует придерживаться следующих правил.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишутся сокращенно без значка «№», например: рис. 5, табл. 2 и т.д.

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы заключают в круглые скобки, помещая впереди сокращение см: (см. раздел 1.2.).

Знак ссылки ставится:

Библиографические ссылки по месту расположения относительно основного текста бывают: 1) внутритекстовые (являющиеся неразрывной частью текста), 2) подстрочные (вынесенные вниз полосы) и 3) затекстовые (вынесенные за текст всей работы).

В тексте курсовой и дипломной работы рекомендуется использовать затекстовые ссылки.

Когда применяют затекстовые ссылки, они выносятся под соответствующими порядковыми номерами в конец работы в библиографию.

Произведения, включенные в библиографический список, приведенный в конце работы, нумеруют, а в тексте, там, где по смыслу нужна ссылка, в квадратных скобках, в линию с основным текстом, арабскими цифрами указывают сначала номер издания, на которое ссылаются, а затем через запятую номер страницы, например [5, с. 48].

При ссылках на несколько произведений, например при указании на лингвистов, придерживающихся единой точки зрения на какую-либо лингвистическую проблему, номера изданий указывают без страниц через точку с запятой, например [3; 9; 17; 21].

При повторных ссылках в работе на используемые произведения, ссылки оформляются по указанному образцу.