logo
регион и стил фон (1)

Информативно-описательный обучающий монолог.

Продемонстрируем различия на просодическом уровне между монологом и диалогом на примере спонтанного воспроизведения предыдущего монолога тем же говорящим. Он сделал это в довольно формальной манере для той же группы студентов. Цель осталась прежней – дать информацию о традициях университетской жизни в Великобритании.

May week in Cambridge.

→As you probably ‘know │the uni\versities of ‘Oxford and ,Cambridge│ are the_2 ‘oldest universities in ‘England ││and be→cause of >that│, because of their ,age│ they have →many tra,ditionsﻜ which to ,foreigners ﻜ might _appear to be very ,strange. ││ →One of these tra>ditions │is ‘May Week in ‘Cambridge.││ This is par’ticularly ,strange │ as it \doesn’t ,happen in /May │and is \not in ‘fact a \week.││ It \stretches ‘over \2 ‘weeks, │the \7th and ‘8th weeks of the \term.││ There is \no ‘real’ reason \for calling it May /Week │and per>haps ﻜ it is \heralding the ‘coming of \May │ which is till \then ‘being ig>nored ﻜ in \favour of ‘more \serious matters ﻜ like exami\nations.││ There are →many different ac,tivities ﻜ which _go on during \May /Week │ for the \most ‘part there are ‘many >plays │put on by indi\vidual ‘college so/cieties,│\very often ‘taking place out,doors in →College \gardens.││ There are \also \rowing races│with →crews of \eight ﻜ competing in \bumping races.││ What I →mean \bumping races ﻜ is when the \aim is >toﻜ >bump ﻜ →back of the \boat ﻜ in \front of you ﻜ on the →Cam \river. ││

\Personally ﻜ I come from \Oxford University, │so → I know ↑far more about \Oxford.││ In >Oxford │we don’t have a \May /Week.││ We \work until the end of the \eighth week│when exami→nations \finish and │it is →not until \then │that we >have our e\quivalent of May Week│when _similar ,things take \place.

Цель коммуникации в описанном окружении объясняет деловой, бесстрастный отрешённый тембр, который, однако, меняется, когда говорящий рассказывает о собственных впечатлениях и звучит заинтересованно.

Делимитация звучащих текстов зависит от степени спонтанности. Основной единицей монологического звучащего текста является фоноабзац, а его длина сильно варьируется, сильнее, чем при зачитывании. Как и в устной речи, правила синтаксиса соблюдаются не всегда, абзац разбиваются на высказывания, которые не совпадают с предложениями. Паузы в конце фразы носят необязательный характер, хезитационные паузы часто разбивают синтагму на несколько интонационных групп, при чём это может происходить как преднамеренно, так и нечаянно. Паузы могут быть заполненными и пустыми:

What I →mean \bumping races ﻜ is when the \aim is >toﻜ >bump ﻜ →back of the \boat ﻜ in \front of you ﻜ on the →Cam \river. ││

Поскольку речь адресована сравнительно небольшой группе людей, текст в целом, читается с нормальной громкостью, которая сильно не меняется, но уменьшается к концу абзаца. Увеличение громкости особенно заметно в начале фоноабзаца и на эмфатических коммуникативных центрах. То же самое относится к изменениям диапазона и регистра тона. Они увязывают последовательности тоногрупп в единицы более высокого уровня.

Скорость речи заметно меняется. В большинстве случаев она нормальная, но увеличивается на менее значимых сегментах и уменьшается на эмфатических центрах фразы.

Долгота паузы зависит от синтаксической и семантической ценности, максимальная пауза стоит на границе абзаца.

Данный произнесённый монолог характеризуется не систематической ритмичностью, субъективной изохронией; ритмичность внутри фоноабзаца достигается за счёт альтернации всех просодических параметров.

Семантические центры всех сегментов речи выделяются с помощью всего инвентаря просодических средств. Терминальные тоны звучат категорично, выразительность достигается за счёт использования высоких и средних резких падений, либо за счёт единых межпаузальных фрагментов. Низкий восходящий и средний ровный тоны обычно употребляются в начале и середине фразового единства:

In >Oxford │we don’t have a \May /Week.││

Типы предъядерных шкал разнообразны: доминируют ровные шкалы с единственным ударным слогом, иногда появляются слоги с второстепенным ударением. Нисходящие шкалы могут нарушаться внезапным подъёмом:

\Personally ﻜ I come from \Oxford University, │so → I know ↑far more about \Oxford.││

Поскольку монолог довольно спонтанный, контраст между выделенными и невыделенными сегментами очень ярок; централизованный тип фразового ударения выделяет семантические центры.

This is par’ticularly ,strange │ as it \doesn’t ,happen in /May │and is \not in ‘fact a \week.││