logo
регион и стил фон (1)

Инвариант фоностилистических характеристик информативно-описательного обучающего спонтанного монолога

тембр

Бесстрастный, деловой, сдержанный, иногда заинтересовванный

делимитация

Фоноабзац – фраза – интонационная группа; многочисленные хезитационные и дыхательные паузы (заполненные и пустые) разбивают фразу на интонационные группы, нарушая их синтаксическую целостность.

Просодические признаки маркеры стиля

громкость

Нормальная, контрастная на границах фоноабзаца, уменьшается к концу фоноабзаца, увеличивается на семантических центрах

Диапазон и регистры тона

Понижаются и меняются в пределах абзаца, изменения связываю несколько последовательностей единиц в более крупную

скорость

Меняется, замедляется на семантических центрах

паузы

Различны, долгота зависит от синтаксической и семантической значимости сегмента, максимально долгие паузы на границах фоноабзаца.

ритм

Несистематический, субъективно-изохронный, централизованное фразовое ударение, ритмичность в фоноабзаце достигается за счёт альтернации всех просодических средств

Акцентуация семантических средств

Терминальные тоны

Общее использование конечных категорических падений на семантических центрах, падения в середине тоногруппы, средний ровный и низкий восходящий тоны в срединных тоногруппах, выразительность за счёт высоких резких (для мужского голоса) падений.

Предъядерная шкала

Разнообразны, общее использование ровных шкал с единственным ударным слогом; нисходящие прерванные шкалы

Контраст между выделенными и невыделенными сегментами

Большой, достигается за счёт централизованного фразового ударения, увеличения громкости, повышения регистра и диапазона голоса на семантических центрах, высоких категоричных падений; эмфатическое ударение на центрах и сочетание прочих просодических параметров.

Наша задача состоит в теперь сопоставлении инвариантных характеристик 2 модификаций языка в пределах данного регистра (стиля) – обучающий описательный монолог. Попробуем обобщить результаты.

  1. Написанные (прочитанные вслух) и рассказанные тексты, принадлежащие одному интонационному стилю, имеют разное просодическое выражение.

  2. В устной речи средства просодического выражения более живые, выразительные и разнообразные, особенно, что касается тембра голоса, громкости, темпа, долготы пауз и ритма.

  3. Говорящий часто преднамеренно использует некоторые хезитационные явления (хезитационные паузы и прочие средства выиграть время), которые помогаю т ему достичь равновесия между формальностью и неформальностью и установить контакт с аудиторией.

  4. Говорящий применяет различные хезитационные явления непреднамеренно, что позволяет ему выиграть время для поиска подходящей мысли или выражения, не прерывая поток речи.

  5. Речь характеризуется большим количеством интонационных групп, сверхфразовых единств или фоноабзацев. В спонтанной речи интонационная группа не всегда совпадает с синтагмой. Паузы в конце фразы не обязательны.

  6. Зачитывание характеризуется децентрализованным фразовым ударением, а говорение – централизованным.

  7. Спонтанная речь больше насыщена контрастами, коммуникативные центры выделяются более ярко, выразительность достигается за счёт большего диапазона конечных тонов, большей громкости и выделенности ударных сегментов.

  8. Зачитывание ритмично, ритм устной речи непредсказуем, изменчив и бессистемен.