logo
регион и стил фон (1)

Инвариант фоностилистических характеристик информативного спонтанного диалога.

тембр

отстранённый, деловой, иногда заинтересовванный

делимитация

Связные блоки – диалогические единства (стимул – реакция) – фразы – интонационные групп. Паузы в конце высказывания часто отсутствуют из-за подхватывающих реплик. Часто встречаются хезитационные паузы (заполненные и пустые), эмфатические беззвучные паузы.

Просодические признаки маркеры стиля

громкость

Нормальная либо уменьшенная, меняется на границах блоков и на семантических центрах, к конца сегмента может переходить в неслышное бормотание и молчание.

Диапазон и регистры тона

Очень сильно меняются, особенно при выделении семантических центров, диапазон сужается на односложных ответах

скорость

Медленная или нормальная, меняется, на выделенных семантических центрах и интерполяциях, неровная.

паузы

Различны, долгота зависит от говорящего, беззвучная пауза служит для выразительности или чтобы выиграть время на обдумывание своего мнения.

ритм

Несистематический, изменчивый, ритмичность в блоке достигается за счёт сочетания всех просодических средств

Акцентуация семантических средств

Терминальные тоны

Общее использование конечных категорических падений, увеличение диапазона на ядерном слоге, использование ровного и низкого восходящего тонов в нефинальных тоногруппах, эмфатических и сложных тонов (High Falls, Fall-Rises, Fall + Rises) на семантических центрах, сужение диапазона на протяжении ответа.

Предъядерная шкала

общее использование ровных шкал с единственным ударным слогом; высокие предударные слоги, и, тогда, резкие изменения высоты тона.

Контраст между выделенными и невыделенными сегментами

Большой, достигается за счёт сочетания всех просодических параметров.

Из всего этого можно сделать следующие выводы по поводу оппозиции «информативный монолог – информативный диалог»:

  1. Структурная организация монолога: фоноабзац – фразы – интонационные группы; диалога: блоки – диалогические единства – фразы – интонационные группы.

  2. Эти формы речи различаются на сегментном уровне долготой гласных, оглушением и озвончением согласных, ассимиляциями и элизиями, однако основные различия лежат в сфере несегментных параметров.

  3. В диалоге наблюдается больший разброс просодических и паралингвистических контрастов, опасность непонимания исключается за счёт большего просодического контраста.

  4. В диалоге отношения говорящих варьируются в большей степени, однако, поскольку и монолог и диалог принадлежат информативному стилю, в обеих формах доминирует бесстрастность. Изменения отношения отражаются на просодике высказывания. Эти изменения влияют и на длину высказывания. Так, в диалоге, предпочтительнее короткие высказывания (1-5 слов), разделённые интонационные группы. Заметно большое количество незавершенных фразовых сегментов. Фразы, обычно короткие в начале, по мере раскрытия темы в процессе диалога удлиняются, и ближе к концу снова становятся короткими.

  5. в диалоге ритмичность менее системна, единого ритмического рисунка нет.

  6. Темп речи (скорость и паузы) в монологе обычно меньше подвержен изменениям, однако в обеих формах на него влияет важность информации, беглость речи, знакомство с темой и опыт в говорении. В общем, обычно монолог представляет собой более замедленную речь.