logo
Сидоровой Н

Понятие об ораторском искусстве

Термин «ораторское искусство» античного происхождения. Его синонимом является греческое слово «риторика» и русское «красноречие».

Риторика - ораторское искусство.

Красноречие - способность, умение красиво говорить. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение живым словом, искусство построения публичного выступления с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Что обусловило появление ораторского искусства?

Объективной основой зарождения ораторского искусства стала насущная потребность публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнением по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии» Древней Греции.

Наглядным примером служит политическое устройство города — государства Афины. В середине V в. до н.э. Афины стали самым крупным экономическим, политическим и культурным центром Древней Греции.

Здесь был установлен строй рабовладельческой демократии. Большое значение имели три основных учреждения: народное собрание, совет пятисот и суд.

Главная роль принадлежала народному собранию, которое юридически обладало полной верховной властью. Через каждые 10 дней афинские граждане собирались на площади своего города и обсуждали важные государственные дела. Только народное собрание могло принять решение об объявлении войны и заключении мира, об избрании высших должностных лиц, об издании законов. Народному собранию подчинялись все другие государственные органы.

Естественно, что при таком свободном демократическом строе в Афинах гражданам часто приходилось выступать в суде или народном собрании. И чтобы успешно вести дело в суде или удачно выступать в народном собрании, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента, т.е. владение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью.

Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и народных собраниях в короткий срок выдвинули величайших мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения искусства.

Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в период социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся.

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.

Знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями. Например, Перикл, который правил Афинами 15 лет. Про Перикла говорили, что «на его устах почивала башня убеждения», что «он пускал стрелы - молнии в души своих слушателей». По данным исследователей, высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла.

Крупным политическим деятелем был и самый замечательный оратор Древней Греции Демосфен. В течение 30 лет с гневом и изумительным упорством произносил он речи против македонского царя Филиппа, главного врага Афин, призывая граждан прекратить между собой все раздоры и объединиться против Македонии. Речи Демосфена производили огромное впечатление на слушателей. Рассказывают, что когда Филиппу доставили речь Демосфена, он сказал, что если бы он сам слушал эту речь, то, вероятно, голосовал бы за войну против себя.

Крупной политической силой ораторское искусство было и в древнем Риме.

Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Не случайно, когда в середине II века до н.э. в Риме появились греческие риторы и открыли там первые риторские школы, в них устремилась молодежь. Посещали греческие школы только дети аристократов, которые могли платить за обучение и которые должны были потом встать во главе государства. Поэтому правительство не чинило препятствий греческим риторам и благосклонно относилось к их школам.

Ораторская карьера в Древнем Риме была и почетной, и доходной. Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и Древней Греции, были известными политическими деятелями. Так, одним из первых римских ораторов являлся государственный деятель Рима III - II века до н.э. Марк Катон Старший. Непримиримый враг Карфагена, Катон каждую речь в Cенате заканчивал фразой, которая стала крылатой: «И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен». Это выражение употребляется как призыв к упорной борьбе с врагом или каким-либо препятствием.

Но самым крупным политическим деятелем того времени был Марк Тулий Цицерон.

«Есть два искусства, - писал Цицерон, - которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно - это искусство хорошего полководца, другое - искусство хорошего оратора».

Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство - это функция политики.

Следует иметь в виду, что ораторское искусство всегда обслуживало и защищало интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано как в нравственных, так и в безнравственных целях.

Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное).

К социально-политическому красноречию относят выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, собраниях, заседаниях и т.д. К академическому красноречию - учебную лекцию, научный доклад, сообщение. К судебному красноречию - речи, произносимые участниками судебного процесса - прокурором, адвокатом, обвиняемым. К социально-бытовому - приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи. К богословско-церковному - проповеди, речи в церквях.