logo
Диплом!!!!!!!!

Глава I Лингвистические основы обучения лексико-стилистическим нормам русского языка

Разработка эффективной системы обучения русскому языку невозможна без все более тщательной и детальной разработки ее лингвистических основ. В последнее время наблюдается подход к языку с точки зрения речевой деятельности, в связи с чем резко возросло внимание к содержательной стороне языка, к семантике. Именно этим объясняется необходимость внимания к выделению в методике обучения языку в качестве одной из ведущих проблем - повышения речевой культуры учащихся. «Подлинная речевая культура предполагает, - пишет Т.И.Чижова, - умение точно отбирать языковые средства в зависимости от целей коммуникации, свободно оперировать ими в соответствии со стилистическими нормами" [183, 4].

Согласно концепции В.В.Виноградова, при обучении стилистическим нормам русского языка следует исходить из того же материала, что и при овладении фонетическими, лексическими и грамматическими нормами. Только рассматриваться они должны в других ракурсах. По мнению В.В. Виноградова, в стилистику входит изучение стилистической окраски языковых явлений, их экспрессивных оттенков; лексических, морфологических, синтаксических синонимов; функциональных стилей; стилей речи с их композиционно-жанровыми разновидностями, так как стилистика рассматривает строй языка в его функционировании. Это положение имеет принципиальное значение для организации лексико-стилистической работы в школе.

Из целого круга вопросов, относящихся к лексической системе языка и стилистическим ее особенностям, мы сочли целесообразным в методических целях выделить лишь такие, которые играют решающую роль при разработке содержания и системы обучения лексике и стилистике в их взаимосвязи. К ним относятся: 1) лексические и стилистические нормы; 3) лексическое значение, лексическая и стилистическая сочетаемость; 4) стилистические особенности многозначных слов, синонимов и антонимов.