Глава I Лингвистические основы обучения лексико-стилистическим нормам русского языка
Разработка эффективной системы обучения русскому языку невозможна без все более тщательной и детальной разработки ее лингвистических основ. В последнее время наблюдается подход к языку с точки зрения речевой деятельности, в связи с чем резко возросло внимание к содержательной стороне языка, к семантике. Именно этим объясняется необходимость внимания к выделению в методике обучения языку в качестве одной из ведущих проблем - повышения речевой культуры учащихся. «Подлинная речевая культура предполагает, - пишет Т.И.Чижова, - умение точно отбирать языковые средства в зависимости от целей коммуникации, свободно оперировать ими в соответствии со стилистическими нормами" [183, 4].
Согласно концепции В.В.Виноградова, при обучении стилистическим нормам русского языка следует исходить из того же материала, что и при овладении фонетическими, лексическими и грамматическими нормами. Только рассматриваться они должны в других ракурсах. По мнению В.В. Виноградова, в стилистику входит изучение стилистической окраски языковых явлений, их экспрессивных оттенков; лексических, морфологических, синтаксических синонимов; функциональных стилей; стилей речи с их композиционно-жанровыми разновидностями, так как стилистика рассматривает строй языка в его функционировании. Это положение имеет принципиальное значение для организации лексико-стилистической работы в школе.
Из целого круга вопросов, относящихся к лексической системе языка и стилистическим ее особенностям, мы сочли целесообразным в методических целях выделить лишь такие, которые играют решающую роль при разработке содержания и системы обучения лексике и стилистике в их взаимосвязи. К ним относятся: 1) лексические и стилистические нормы; 3) лексическое значение, лексическая и стилистическая сочетаемость; 4) стилистические особенности многозначных слов, синонимов и антонимов.
- Система лексико − стилистической работы на уроках русского языка в начальной татарской школе как условие обогащения словаря младших школьников
- Введение
- Глава I Лингвистические основы обучения лексико-стилистическим нормам русского языка
- §1. Лексическая и стилистическая нормы
- § 2. Лексическое значение, лексическая и стилистическая сочетаемость
- § 3. Стилистические особенности многозначных слов
- § 4. Стилистическое использование синонимов
- § 5. Стилистические особенности антонимов
- Глава 2. Система лексико-стилистической работы на уроках русского языка в начальной татарской школе как условие обогащения словаря младших школьников
- § 1. Характеристика речевых ошибок младших школьников
- § 2. Методические рекомендации по развитию коммуникативно-речевых умений учащихся начальной школы в процессе лексико-стилистической работы.
- 1.Работа с многозначными словами.
- Узелки на память
- Работа с синонимами
- 1)Цель: формирование умений подбирать и правильно употреблять синонимы в речи.
- Узелки на память
- Работа с антонимами
- 1)Цель: формирование умений подбирать и правильно употреблять антонимы в речи.
- Узелки на память
- Конспект урока
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы и целей урока.
- III. Обобщение.
- IV. Работа над темой урока.
- V. Итог урока.
- VI. Домашнее задание.
- Библиография