1)Цель: формирование умений подбирать и правильно употреблять антонимы в речи.
Методические аспекты:
-
показать на конкретных примерах, что объединяясь в пары, обозначающие контрастные понятия, антонимы могут характеризовать состояние, деятельность, явления природы, пространственные и временные отношения;
-
на практике показать, что антонимы могут быть как разнокорневые, так и однокорневые;
-
показать, что не все слова русского языка имеют соотносительные слова с противоположным значением;
-
употребляются антонимы обычно в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть качественную или количественную, пространственную или временную противоположность;
-
расширить представление детей об антонимах, привлекая для наблюдений многозначные слова, которые в зависимости от разных значений входят в различные антонимичные пары.
Микропреподавание.
1) Игра «наоборот».
Учитель читает стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра», дети хором называют недостающие слова.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь … (низко),
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь … (близко).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты … (храбрец),
Теперь начало я скажу, -
Ну, отвечай:
… (Конец)!
-
Игра «Закончи пословицы»
Ученье – свет, а неученье – … (тьма).
Корень учения горек, да плод его … (сладок).
Знай больше, а говори … (меньше).
Лучшая вещь новая, лучший друг … (старый).
Не бойся врага умного, бойся друга … (глупого).
-
Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят еще два хороших слова.
а) грязный - …
искусственный - …
трусливый - ..
мягкий - …
грубый - …
замкнутый - …
слабый - …
светлый - …
(Ответ: чистый, естественный, смелый, твердый, нежный, открытый, сильный, темный, - честность).
б) широкий - …
твердый - …
старый - …
скучный - …
бесполезный - …
неряшливый - …
(Ответ: узкий, мягкий, новый, интересный, ценный, аккуратный - умница).
4) отгадайте загадку и выпишите из нее антонимы.
Бывает он и в в холод,
Бывает и в зной,
Бывает он добрый,
Бывает и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять. (Н. Найденова)
-
игра «Слова-наоборот, слова-противники».
К данным словам припишите слова, противоположные по смыслу. Укажи, какими частями речи они являются.
Друг-…
Дружеский - …
Дружить - …
Молодежь - …
Молодой - …
Молодеть - …
- Система лексико − стилистической работы на уроках русского языка в начальной татарской школе как условие обогащения словаря младших школьников
- Введение
- Глава I Лингвистические основы обучения лексико-стилистическим нормам русского языка
- §1. Лексическая и стилистическая нормы
- § 2. Лексическое значение, лексическая и стилистическая сочетаемость
- § 3. Стилистические особенности многозначных слов
- § 4. Стилистическое использование синонимов
- § 5. Стилистические особенности антонимов
- Глава 2. Система лексико-стилистической работы на уроках русского языка в начальной татарской школе как условие обогащения словаря младших школьников
- § 1. Характеристика речевых ошибок младших школьников
- § 2. Методические рекомендации по развитию коммуникативно-речевых умений учащихся начальной школы в процессе лексико-стилистической работы.
- 1.Работа с многозначными словами.
- Узелки на память
- Работа с синонимами
- 1)Цель: формирование умений подбирать и правильно употреблять синонимы в речи.
- Узелки на память
- Работа с антонимами
- 1)Цель: формирование умений подбирать и правильно употреблять антонимы в речи.
- Узелки на память
- Конспект урока
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы и целей урока.
- III. Обобщение.
- IV. Работа над темой урока.
- V. Итог урока.
- VI. Домашнее задание.
- Библиография