1.Работа с многозначными словами.
Цель: формирование умений использовать многозначные слова в речи, различать прямое и переносное значение слова.
Методические аспекты:
-
на конкретных примерах показать, что многие слова русского языка могут иметь не одно, а два, три и больше значений;
-
разъяснить то, что в многозначных словах одно значение выступает как основное, а другое (или другие) как вторичное (производственное): производные значения у слова появляются в силу того, что слово наряду с обозначением одного явления может служить в качестве названия также и другого явления объективной действительности, если последнее имеет какие-либо общие с названным признаки или свойства;
-
перенос названия осуществляется на основе сходства разных признаков и свойств;
-
при любом способе переноса многозначные слова сближает то, что разные значения одного и того же слова тесно и непосредственно связаны друг с другом, где одно значение выводимо из другого, где значения группируются вокруг единого смыслового центра, лишь в большей степени отделяясь от него.
Микропреподавание.
-
Слова, которые имеют не одно, а несколько значений, называются многозначными. Попытаемся найти такие слова в стихотворениях.
-Не жалейте пятачка, -
Говорит корова. –
Вы купите молочка –
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
- Нам по целой кружке! –
Пятачки свои суют маленькие хрюшки…
(А.Шибаев)
Бросил палку кверху Мишка:
- Падай в шапку с ели, шишка! –
Шишка хлоп по голове-
Сразу шишек стало две.
(Е. Петрищева)
1.Какие значения имеют слова пятачок, шишка?
2. Чем похожи пятачок-монета и пятачок поросенка, шишка ели и шишка на голове?
2) Прочитай шуточное стихотворение.
Меня послали в огород
За луковым пером.
Смотрю: на грядках лук растёт,
А перьев нет кругом.
Они на курицах растут,
Я точно знаю это.
Какая-то ошибка тут –
У лука перьев нету!
(Г.Новицкая)
-Найди в Толковом словаре слово перо. Много ли значений у этого слова?
В каких значениях слово перо используется в стихотворении? Есть ли такие значения в Толковом словаре?
3) Два значения.
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
(Г.Бойко)
- Что значит болтать языком? Болтать ногами? Сколько значений у слова болтать?
4) Цель упражнений – показать ученикам на примерах, что новое значение у слова образуется при условии, если предметы чем-то похожи друг на друга.
Встав на цыпочки, лисица
За плетень во двор косится:
- Петушок, петушок,
Дай на время гребешок!
Расчешу я только хвост! –
А петух не так уж прост,
Знает: что возьмёт лисица,
То назад не воротится!
(К. Кублинкас)
- Зачем нужен был лисице гребешок?
- Какие значения имеет слово гребешок?
- Чем похожи гребешок для расчёсывания волос и гребешок петуха?
Баранка
Вот шофёр какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку
Он крутил – вертел баранку.
А зачем крутил – вертел? –
Лучше взял бы, да и съел!
(А. Шибаев)
- Какие значения есть у слова баранка?
- Почему шофёр не мог съесть баранку?
- Что общего у баранки (руля автомобиля) и баранки (колечка, испеченного из теста)?
5)Цель упражнения – проверить насколько понята детьми разница между прямым и переносным значением слова.
- Прочитай примеры употребления слов в прямом и в переносном значении.
Каша манная; каша в голове.
Хвост самолёта; хвост собаки.
Сладкие улыбки; сладкие пирожки.
Бархатный голос; бархатный костюм.
Мурлычет кошка; мурлычет ручей.
- В этих примерах выделенные слова обозначают одно и то же или разное? Почему одним словом можно назвать разное? Перепиши примеры так, чтобы на первом месте был пример со словом в прямом значении.
- Система лексико − стилистической работы на уроках русского языка в начальной татарской школе как условие обогащения словаря младших школьников
- Введение
- Глава I Лингвистические основы обучения лексико-стилистическим нормам русского языка
- §1. Лексическая и стилистическая нормы
- § 2. Лексическое значение, лексическая и стилистическая сочетаемость
- § 3. Стилистические особенности многозначных слов
- § 4. Стилистическое использование синонимов
- § 5. Стилистические особенности антонимов
- Глава 2. Система лексико-стилистической работы на уроках русского языка в начальной татарской школе как условие обогащения словаря младших школьников
- § 1. Характеристика речевых ошибок младших школьников
- § 2. Методические рекомендации по развитию коммуникативно-речевых умений учащихся начальной школы в процессе лексико-стилистической работы.
- 1.Работа с многозначными словами.
- Узелки на память
- Работа с синонимами
- 1)Цель: формирование умений подбирать и правильно употреблять синонимы в речи.
- Узелки на память
- Работа с антонимами
- 1)Цель: формирование умений подбирать и правильно употреблять антонимы в речи.
- Узелки на память
- Конспект урока
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы и целей урока.
- III. Обобщение.
- IV. Работа над темой урока.
- V. Итог урока.
- VI. Домашнее задание.
- Библиография