§ 5. Стилистические особенности антонимов
Антонимы - это слова, имеющие противоположные значения. "Они тесно связаны между собой, представляют собой особое лексическое единство и используются для выражения контраста» [49, 66].
По мнению Н.М.Шанского, "антонимы являются словами разного звучания, которые выражают противоположные, но соотносительные друг с другом понятия. Способностью вступать в антонимичные отношения обладают только такие слова, которые обозначают явления, имеющие качественное, количественное, временное или пространственное значения" [193, 64].
Антонимы тесно связаны с многозначностью. У многозначного слова может быть несколько антонимов. Например, брать (палку) - бросить, брать (город) - оставить, брать (тему для диссертации) - отказаться и др. Следует отметить, что при подборе такого антонима возрастает значение контекста, так как вне контекста слово в своем значении определимо лишь приблизительно. Это обстоятельство как бы связывает языковые антонимы с контекстуальными. Контекстуальные антонимы, как и синонимы, являются проявлением индивидуально-стилистического использования того или иного слова, не закрепленного общенародным употреблением.
Антонимы - сильное стилистическое средство языка. Их стилистическая функция выражается в следующем:
а) использовании антонимов для антитезных построений большой художественной выразительности: И ненавидим мы, и любим мы случайно (М.Лермонтов);
б) создании контраста как приема в раскрытии характеров персонажей художественного произведения: Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал (И.Тургенев);
в) создании оксюморонов, т.е. сочетаний слов, выражающих логически противоположные понятия: Как он хотел себя уверить, что не любил ее, хотел неизмеримое измерить... (М.Лермонтов). Оксюморон позволяет выразительно подчеркнуть диалектическую сущность того или иного явления, показать всю сложность и противоречивость описываемого факта;
г) антонимы как выразительное средство языка часто встречаются в пословицах: Не хитро взять, хитро отдать; Спеши не торопясь, а медли без лени; Своя воля молодит, неволя - старит; Не торопись осудить, торопись оправдать.
Антонимия -важное проявление лексической системы языка. Поэтому в процессе обучения русскому языку нерусских учащихся необходимо иметь в виду, что изучение антонимов способствует выработке навыков создания контраста в речи, помогает учащимся глубже осознать, определить лексическое значение слова. Ничто так не помогает выявить разницу между синонимами, как подбор к ним антонимов.
Однако отсутствие эквивалентности антонимов русского и татарского языков является причиной ошибок в употреблении их учащимися - татарами. Особенно большую трудность для нерусских учащихся представляют многозначные слова. Они могут вступать в антонимические отношения только в одном из своих значений: например, глагол открыть в значении "открыть правду" ("сообщить откровенно о чем-нибудь, обнаружить") не составляет антонимической пары с глаголом закрыть (нельзя сказать "закрыть правду").
- Система лексико − стилистической работы на уроках русского языка в начальной татарской школе как условие обогащения словаря младших школьников
- Введение
- Глава I Лингвистические основы обучения лексико-стилистическим нормам русского языка
- §1. Лексическая и стилистическая нормы
- § 2. Лексическое значение, лексическая и стилистическая сочетаемость
- § 3. Стилистические особенности многозначных слов
- § 4. Стилистическое использование синонимов
- § 5. Стилистические особенности антонимов
- Глава 2. Система лексико-стилистической работы на уроках русского языка в начальной татарской школе как условие обогащения словаря младших школьников
- § 1. Характеристика речевых ошибок младших школьников
- § 2. Методические рекомендации по развитию коммуникативно-речевых умений учащихся начальной школы в процессе лексико-стилистической работы.
- 1.Работа с многозначными словами.
- Узелки на память
- Работа с синонимами
- 1)Цель: формирование умений подбирать и правильно употреблять синонимы в речи.
- Узелки на память
- Работа с антонимами
- 1)Цель: формирование умений подбирать и правильно употреблять антонимы в речи.
- Узелки на память
- Конспект урока
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы и целей урока.
- III. Обобщение.
- IV. Работа над темой урока.
- V. Итог урока.
- VI. Домашнее задание.
- Библиография