logo
Диплом!!!!!!!!

§ 5. Стилистические особенности антонимов

Антонимы - это слова, имеющие противоположные значения. "Они тесно связаны между собой, представляют собой особое лексическое единство и используются для выражения контраста» [49, 66].

По мнению Н.М.Шанского, "антонимы являются словами разного звучания, которые выражают противоположные, но соотносительные друг с другом понятия. Способностью вступать в антонимичные отношения обладают только такие слова, которые обозначают явления, имеющие качественное, количественное, временное или пространственное значения" [193, 64].

Антонимы тесно связаны с многозначностью. У многозначного слова может быть несколько антонимов. Например, брать (палку) - бросить, брать (город) - оставить, брать (тему для диссертации) - отказаться и др. Следует отметить, что при подборе такого антонима возрастает значение контекста, так как вне контекста слово в своем значении определимо лишь приблизительно. Это обстоятельство как бы связывает языковые антонимы с контекстуальными. Контекстуальные антонимы, как и синонимы, являются проявлением индивидуально-стилистического использования того или иного слова, не закрепленного общенародным употреблением.

Антонимы - сильное стилистическое средство языка. Их стилистическая функция выражается в следующем:

а) использовании антонимов для антитезных построений большой художественной выразительности: И ненавидим мы, и любим мы случайно (М.Лермонтов);

б) создании контраста как приема в раскрытии характеров персонажей художественного произведения: Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал (И.Тургенев);

в) создании оксюморонов, т.е. сочетаний слов, выражающих логически противоположные понятия: Как он хотел себя уверить, что не любил ее, хотел неизмеримое измерить... (М.Лермонтов). Оксюморон позволяет выразительно подчеркнуть диалектическую сущность того или иного явления, показать всю сложность и противоречивость описываемого факта;

г) антонимы как выразительное средство языка часто встречаются в пословицах: Не хитро взять, хитро отдать; Спеши не торопясь, а медли без лени; Своя воля молодит, неволя - старит; Не торопись осудить, торопись оправдать.

Антонимия -важное проявление лексической системы языка. Поэтому в процессе обучения русскому языку нерусских учащихся необходимо иметь в виду, что изучение антонимов способствует выработке навыков создания контраста в речи, помогает учащимся глубже осознать, определить лексическое значение слова. Ничто так не помогает выявить разницу между синонимами, как подбор к ним антонимов.

Однако отсутствие эквивалентности антонимов русского и татарского языков является причиной ошибок в употреблении их учащимися - татарами. Особенно большую трудность для нерусских учащихся представляют многозначные слова. Они могут вступать в антонимические отношения только в одном из своих значений: например, глагол открыть в значении "открыть правду" ("сообщить откровенно о чем-нибудь, обнаружить") не составляет антонимической пары с глаголом закрыть (нельзя сказать "закрыть правду").