Методика обучения речевому общению
Программа курса
Новосибирск
2012
Программа курса предназначена для студентов гуманитарного факультета НГУ, специализирующихся в области методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ).
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по циклу гуманитарных дисциплин Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности 031001 «Филология», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации программы развития НГУ.
Программа содержит наименования и краткое содержание лекций, отражающих актуальные проблемы преподавания аспектов русского языка как иностранного, примерные вопросы к зачету, основную и дополнительную литературу к курсу.
Составитель
старший преподаватель Центра международных учебных программ
Н. Н. Кур
Дисциплина «Методика обучения речевому общению» (РКИ) предназначена для студентов гуманитарного факультета, специализирующихся в области методики преподавания РКИ.
Для преподавания русского языка иностранцам необходимо осознавать коммуникативную направленность современного обучения иностранным языкам: практической целью обучения является формирование способности к речевому общению (коммуникативной компетенции), а средством обучения – само речевое общение на изучаемом языке. Студент-филолог, готовящийся к преподаванию РКИ, должен иметь представление о речевом общении, о речевой деятельности, в виде которой оно осуществляется, о коммуникативной компетенции, знать психолингвистическую сторону речевой деятельности, те трудности, которые возникают у иностранных учащихся при овладении ее видами, уметь организовать работу, направленную на формирование и развитие умений, говорения, аудирования, чтения, письма.
В курсе представлен коммуникативно-деятельностный (личностно-деятельностный) подход к обучению иностранному языку. При изучении курса студенты знакомятся с основными положениями теории речевой деятельности, основным терминологическим аппаратом психологии и методики в сфере обучения устному и письменному общению, с различными уровнями коммуникативных умений иностранных учащихся.
Курс является необходимой составляющей формирования профессиональной компетентности преподавателя русского языка как иностранного.
Цель курса – заложить у студентов основы психологических и методических знаний и умений в области обучения речевому общению.
Задачи курса:
сформировать у студентов представление о речевом общении и речевой деятельности, ее основных видах;
познакомить студентов с основными понятиями методики, связанными с обучением иноязычному речевому общению, а также методическими принципами формирования коммуникативных умений;
заложить основы практического владения приемами для обучения различным видам речевой деятельности;
представить основную методическую и учебную литературу по обучению речевому общению на русском языке, привить навыки самостоятельной работы с литературой.
ФОРМА ЗАНЯТИЙ
лекционно-практические
ФОРМА КОНТРОЛЯ – ЗАЧЕТ
теоретическая часть (письменные ответы на вопросы по содержанию курса);
самостоятельная работа студентов: наличие всех выполненных практических работ, включая разработки фрагментов уроков по обучению чтению, письму, аудированию или говорению.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Программа дисциплины составлена с учетом связей и соотношения учебных дисциплин, преподаваемых на отделении филологии гуманитарного факультета НГУ.
Учебный курс «Методика обучения речевому общению» опирается на дисциплины лингвистического цикла основной специализации на ГФ, дающих системное представление о русском языке, а также некоторое представление о психолингвистике. Основой для методической части курса является дисциплина «Введение в методику преподавания РКИ», с которой прежде всего знакомятся студенты при освоении данной дополнительной специализации. Курс тесно связан и с другими дисциплинами «Методики преподавания РКИ»: «Аспекты преподавания русского языка как иностранного», «Средства обучения РКИ», «Контроль в обучении РКИ», «Лингвострановедение», «Планирование и организация учебного процесса», совместно с которыми он является основой для педагогической практики студентов.
Для освоения материала курса «Методика обучения речевому общению» необходимо иметь теоретические знания о современном русском языке, знать основные дидактические и методические принципы преподавания РКИ, владеть базовым понятийно-терминологическим аппаратом методики преподавания языка как неродного.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
По окончании изучения курса студент должен:
иметь представление:
о речевом общении, коммуникативной компетенции и речевой деятельности, ее основных видах;
об основных трудностях при обучении каждому из видов речевой деятельности;
об особенностях обучения чтению, письму, аудированию и говорению на разных этапах обучения;
о требованиях к уровню владения каждым видом речевой деятельности, предъявляемых стандартами на разных этапах обучения;
об основной методической и учебной литературе по обучению видам РД;
знать:
основные понятия методики, связанные с обучением иноязычному речевому общению;
основные методические принципы формирования коммуникативных умений;
содержание обучения русскому речевому общению (требования к различным уровням владения коммуникативными умениями);
методические приемы и упражнения для обучения различным видам иноязычного речевого общения;
уметь:
применять теоретические положения методики для решения практических задач;
готовить учебные материалы для занятий с учетом этапа и целей обучения;
организовывать обучение с учетом практических интересов учащихся и их уровня владения русским языком;
владеть:
навыками формирования коммуникативных умений иностранных учащихся;
навыками работы с научно-методической литературой.
навыками работы с учебной литературой.
- Методика обучения речевому общению
- Объем дисциплины и виды учебной работы по формам и срокам обучения (час.)
- Содержание дисциплины Тематический план дисциплины
- Разделы дисциплины и их краткое содержание
- Речевое общение как цель и средство овладения языком
- Речевая деятельность как процесс речевого общения
- Основные принципы обучения речевому общению
- Содержание обучения видам рд
- Система работы с текстом
- Обучение аудированию
- Обучение чтению
- Обучение говорению (общие положения)
- Обучение диалогической речи
- Обучение монологической речи
- Обучение письму
- Примерные вопросы к зачету
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список основной литературы По методике преподавания рки
- Комплексные учебники
- Учебники по аудированию
- Учебники по чтению
- Учебники по разговорной практике
- Учебники по письму
- Список дополнительной литературы По общим вопросам методики преподавания рки
- Материальное обеспечение дисциплины