logo search
1oleshkov_m_yu_osnovy_funktsional_noy_lingvistiki_diskursivny / Олешков М

4 Класс

Учитель: Что могут обозначать наречия, отвечающие на вопросы где? куда?

Ксюша: Это место действия.

Учитель: Правильно, это место действия. Молодец.

В высказывании учащегося содержится одна пропозиция («Отвечающие на данные вопросы наречия относятся к наречиям места действия»).

Экспликатура ответного высказывания определяется развитием логической формы суждения, выраженной в вопросе учителя. «Это» - связка при сказуемом, выраженном именем, которое является грамматическим выражением семантической репрезентации, «извлеченной» адресатом в процессе декодирования заданного вопроса.

Референция идентифицирующая, так как и говорящий и адресат знают об объекте референции (наречиях места действия). Принцип интерсубъективности сохранен, адресат соотносит языковое выражение «наречия, отвечающие на вопросы где? куда?» с теми же фоновыми знаниями и понятиями («наречие места действия»), что и адресант. На данный факт указывает и ответная реплика учителя.

Импликатура коммуникативная, но имплицитность реплики адресата устраняется под действием контекста (предыдущего и последующего высказываний учителя).

Пресуппозиция прагматическая, так как основана на информации, содержащейся в контексте и когнитивно освоенной коммуникантами. Об этом свидетельствует и идентифицирующая референция.

Инференция формально-логическая. Высказывание адресата является логическим следствием высказывания адресанта (так как речь в реплике учителя идет только о тех вопросах, на которые отвечают не все наречия, а только наречия места действия).

Реакция адресанта оценочного характера представляет собой речевой акт – похвалу стимулирующего характера.