logo search
Диплом!!!!!!!!

§1. Лексическая и стилистическая нормы

Важнейшим признаком литературного языка считается нормативность, которая проявляется как в его письменной, так и в устной форме. Языковая норма - это наиболее предпочтительная для обслуживания носителей данного языка и наиболее целесообразная система средств выражения на всех лингвистических уровнях; единообразное, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений); "наиболее распространенные из числа сосуществующих, закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты" [211, 210].

Признаками языковой нормы являются относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность и общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю и возможностям системы языка, отражение тенденций развития языка.

Норма не делит средства на хорошие и плохие, а указывает на их коммуникативную целесообразность. Она стабильна для определенного периода и в то же время динамична - изменчива во времени. Изменяется норма под влиянием внутренних факторов - развития самого языка и внешних - меняющихся требований в развивающемся обществе.

Колеблется и изменяется норма в результате взаимодействия разных стилей, взаимодействия литературного языка и просторечия, литературного языка и диалектов. Эти колебания создают варианты нормы. Массовая распространенность варианта, его регулярное употребление и взаимодействие с аналогичными образцами литературного языка постепенно обусловливают варианту нормы признание и нормативность (например, в прошлом глагол торжествовать имел значение радоваться, а в современном русском языке означает иметь полный успех в чем-нибудь; ср. У А.С.Пушкина: "Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь...").

Норма, будучи общеязыковой, требует к себе активного отношения. Л.В.Щерба расценил обусловленные варианты и отступления от нормы как высший критерий в оценке культуры речи: "Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то начинает он чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее" [57, 10]. Следовательно, чтобы отступать от нормы, надо знать ее, надо понимать, от чего допустимо отступать.

Нормативность присуща всем уровням литературного языка. Существуют нормы синтаксические, морфологические, фонетические, орфоэпические и др. В связи с изучаемой проблемой представляет особый интерес лексическая и стилистическая нормы.

Под лексическими нормами обычно понимается "правильность выбора слова и уместность применения его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях" [55, 33]. Особая важность соблюдения лексических норм определяется необходимостью полного взаимопонимания между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим), что составляет саму суть языкового общения. Одним из основных требований соблюдения норм словоупотребления является уместное применение слова в присущем ему лексическом значении.

При определении правильности речи нельзя опираться только на лексическую норму. Необходимо учитывать ситуацию и потребности общения в определенной сфере деятельности. Каждый стиль имеет свои нормы мотивированного и немотивированного употребления языковых средств. Например, просторечные глаголы огорошить, дрыхнуть, талдычить допустимы для разговорного стиля, но недопустимы в научном и деловом стилях. И наоборот, слова вибрировать, функционировать, оперировать принадлежат научному стилю. Следовательно, при выборе языковых средств необходим функциональный подход, то есть языковые средства, используемые в речи, должны соответствовать стилю речи. Исходя из этого, стилистической нормой можно назвать совокупность правил, определяющих целесообразность, правильность и уместность использования языковых средств в зависимости от функционирования их в речи.

Одним из критериев соблюдения стилистических норм является соответствие или несоответствие средств выражения ситуации общения. Несоответствие средств выражения условиям общения всегда обращает на себя внимание, а иногда приводит к непониманию.

Учет лексических и стилистических норм является существенным при организации лексико-стилистической работы в школе.