2.1.2 Языковая личность как объект лингвистического изучения
По мнению Ю.Н. Караулова, рассматривать все четыре фундаментальные языковые свойства во взаимодействии и на систематической основе позволяет языковая личность как объект лингвистического изучения.
На чем основаны его выводы?
Во-первых, на том, что личность есть средоточие и результат социальных законов; во-вторых, она продукт исторического развития этноса; в-третьих, на ее предрасположенности к психической сфере; наконец, на том, что личность – создатель и пользователь знаковых, т.е. системно-структурных по своей природе, образований. В итоге известную метафору «Стиль – это человек» ученый предлагает расшифровать как «двуплановую формулу, которая включает представление о личности, реализующей определенный стиль жизни, отражаемый в стиле употребления языка, т.е. соединяет социально-поведенческий контекст с речевым» (Караулов 2003: 11-27).
Актуальным проблемам современной филологии созвучны труды В.В. Виноградова. Ставя своей научной задачей исследование языка художественной литературы во всей его сложности и всем многообразии, В.В. Виноградов считал, что отправным моментом изучения языковой личности является индивидуальная речевая структура. В работе 1930 года «О художественной прозе» он пишет: «...если подниматься от внешних грамматических форм языка к более внутренним («идеологическим») и к более сложным конструктивным формам слов и их словосочетаний; если признать, что не только элементы речи, но и композиционные приемы их сочетаний, связанные с особенностями словесного мышления, являются существенными признаками языковых объединений, то структура литературного языка предстает в гораздо более сложном виде, чем плоскостная система языковых отношений Соссюра... А личность, включенная в разные из этих «субъектных» сфер, и сама, включая их в себя, сочетает их в особую структуру... Индивидуальное словесное творчество в своей структуре заключает ряды своеобразно слитых или дифференцированных социально-языковых или идеологически-групповых контекстов, которые осложнены и деформированы специфическими личностными формами» (Виноградов 1971: 62). Упор на языковую личность делает Виноградов и в работе «К теории построения поэтического языка» в связи с исследованием «систем речи» литературных произведений: «Проблемы изучения типов монолога в художественной прозе находятся в тесной связи с вопросом о приемах конструирования «художественно-языкового сознания», образа говорящего или пишущего лица в литературном творчестве. Монолог прикрепляется к лицу, определенный образ которого тускнеет по мере того, как он становится все в более близкие отношения с всеобъемлющим художественным «я» автора» (Виноградов 1927: 17). Языковая личность анализируется ученым и в работе «Опыты риторического анализа» (подробный разбор публичных речей видных русских адвокатов).
Обобщая сказанное, подчеркнем, что в работах В.В. Виноградова посредством полного лингволитературоведческого, филологического анализа произведений отечественной и зарубежной классики реализуется идея о соотношении и взаимодействии в произведении языковой личности, художественного образа и образа автора.
Резюме. Таким образом, языковая личность, как бы ее ни понимали, объект для лингвистики не новый. В последние десятилетия ХХ века появился ряд работ, заявлявших интересующую нас тематику.
- Лекция № 2 (4 часа)
- 2.1 Процесс становления современного представления о языковой личности
- 2.1.1 Аспекты изучения речевой деятельности до начала хх века
- 2.1.2 Языковая личность как объект лингвистического изучения
- 2.1.3 Языковая личность в работах конца хх века
- 2.2 Трехуровневая модель языковой личности ю.Н. Караулова
- 2.3 Критерии, уровни и показатели сформированности
- Критерии, показатели и уровни сформированности «языковой личности» (при обучении русскому языку как родному)
- Критерии, уровни и показатели сформированности языковой личности (при обучении русскому языку как иностранному)
- Критерии, и уровни сформированности «языковой личности» (при обучении русскому языку как иностранному)
- Показатели сформированности «языковой личности» (при обучении русскому языку как иностранному)
- 2.4 Понятие «вторичная языковая личность»
- 2.5 Активизация когнитивной деятельности как условие формирования языковой личности
- Аспекты изучения речевой деятельности до начала хх века