12. Знания о социальной структуре и социальных отношениях в содержании обществоведческого образования.
Определение социальной структуры как сово¬купности взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общ¬ностей. Разъясняется также, что под социальной общностью в науке понимают реально существующую совокупность людей, для которой характерны какие-либо единые, связанные с жизнью общества, при¬знаки. Социальные общности могут включать в себя от нескольких человек до десятков миллионов. К большим устойчивым социаль¬ным общностям относят: социально-классовые (классы, социальные группы и слои), социально-демографические (молодежь, престарелые, женщины, мужчины), социально-этнические. В науке выработано множество подходов для изуче¬ния социальной структуры общества. В настоящее время социальная структура общества в развитой стране не может быть определена по какому-либо одному признаку, необходима их совокупность. Граждане все больше обретают экономическую свободу, которая неразрывно связана со свободой гражданской и политической. Рост экономической самостоятельности поддерживает процесс раскрепощения личности, который стал одним из основных факторов социально-политических из¬менений. Принадлежность челове¬ка к тому или иному социальному слою не является вечной (социальные перемещения (мобильность) — изменения места, занимаемого человеком или груп¬пой в социальной структуре). Проявляется маргинализа¬ция , происходящая в результате активных социальных перемеще¬ний.
Роль государства в регулировании социальных процессов осуществляется с учетом общих целей экономического и социального развития, а также господствующих в обществе пред¬ставлений о социальной справедливости. Социальная защищенность тех, кто нуждается в поддержке (молодежь, больные, престарелые), относится к показателям общецивилизационных достижений.
Касаясь проблемы межнациональных отношений надо подчеркнуть особую значимость их нравственной сто¬роны — необходимость каждому человеку проявлять особую лич¬ную деликатность и ответственность в отношениях с людьми других национальностей. Человек связан со своей на¬цией прежде всего через культуру, а не через кровь, что именно ду¬ховная культура есть ядро нации. Подчеркивается важное положе¬ние о том, что выбор национальности — есть неотъемлемое право личности, одно из условий ее свободы. Отмечено также, что под мощным влиянием научно-технической революции в современном мире идет процесс экономической инте¬грации народов, их культурного взаимодействия.
Отмечено, что современное цивилизованное решение националь¬ных проблем, конфликтов, кризисов состоит в признании ценности гуманистического подхода — в отказе от национального насилия всех видов и форм, поиске согласия (консенсуса), признании при¬оритета прав личности перед правами государства и нации, после¬довательном развитии демократии.
Понятие "социального статуса" лично¬сти - положение человека в обществе, за¬нимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Главное, что определяет социальный статус личности сегодня, — это образование, квалификация, авторитет, престиж, другие личные качества. Личность имеет возможность влиять на свой статус.
С понятием статуса соотносится "социальная роль"— совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образцов поведения. Подчеркнуто, что социальная роль — важнейший аспект взаимодействия человека и общества, ибо общество всегда выдвигает ролевые требования к человеку, эти требования закрепляются в нормах морали, закона, других правилах, предписаниях, уставах. В процессе жизнедеятель¬ности человек "играет" не одну, а множество ролей, их совокупность отражает те общественные отношения, в которые человек включен в социальной системе.
- 2. Государственный стандарт обществоведческого образования: понятие и структура.
- 7. Цели обществоведческой подготовки в современной школе. Подходы к определению целей обществоведческого образования.
- 9. Знания об обществе и его развитии в содержании обществоведческого образования.
- 12. Знания о социальной структуре и социальных отношениях в содержании обществоведческого образования.
- 13. Знания о политической жизни, государстве и праве в содержании обществоведческого образования.
- 14. Знания о духовно-нравственной жизни в содержании обществоведческого образования.
- 15. Специфика обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся.
- 18. Подготовка учителя к преподаванию учебной темы.
- 19. Урок в обществоведческом курсе: понятие, структура.
- 23. Семинар как форма учебного занятия.
- 2) Мемуарные источники.
- 3) Программные документы.
- 6) Частные (личные) документы.
- 7) Стенограммы, протоколы, отражающие ход съездов, конфе¬ренций, конгрессов, судебных процессов.
- 8) Публицистические материалы.
- 9) Философские тексты.
- 10) Научные и научно-популярные тексты.
- 27. Деятельность учителя и учащихся в процессе работы с документами.