logo search
МКК -3-е испр

Практические задания к семинарским занятиям

Задания к семинарскому занятию № 1 «Данные лингвистики как материал для изучения своеобразия национальной культуры» (2 ч.)

Ознакомьтесь с содержанием VI главы «Дар языка» в книге выдающегося американского антрополога Клайда Клакхона «Зеркало для человека. Введение в антропологию» и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие аргументы приводит ученый в пользу тезиса о том, что словарный состав языка выявляет основные ориентиры культуры и отражает ее историю?

  2. Клайд Клакхон обосновал идею о том, что речевые конструкции и обороты непосредственно отражают региональные, социальные, возрастные различия носителей языка. (Пример различий в приветствиях на немецком языке жителей Берлина и Вены 30-х гг.: В Берлине – Добрый день!; в Вене –Честь имею! – по отношению к старшему; Благослави тебя Бог! – по отношению к близкому знакомому; Ваш слуга – у аристократов и коллег-ученых). Дополните перечень приведенных ученым языковых аргументов, опираясь на ваши знания лексического состава изучаемых языков.

  3. Назовите предшественника Клайда Клакхона, который обосновал тезис о слове как ключе к интерпретации национальной культуры.

  4. Какие примеры различий в формах приветствий на разных языках приводит антрополог (с. 184)? Какие примеры можете привести вы? Как вы думаете, с какими факторами связано существование различий в формах приветствий?

  5. Какова причина необходимости использования кросс-культурного подхода к изучению языков, с точки зрения Клайда Клакхона? (С. 185)

  6. На страницах 185 – 186 ученый приводит примеры казусов, очевидных и грубых ошибок, связанных с переводом с одного языка на другие слов, не имеющих точных семантических аналогов. Дополните круг приведенных примеров.

  7. Как различия в грамматических категориях языков отражают различия в культурных мирах разных народов? (С. 191 – 194)

  8. Почему, с точки зрения ученого, именно на грамматическом уровне языка более глубоко отражаются различия в ментальности или мыслительных схемах носителей разных языков (с. 195 – 197)? (Грамматика как схема мироустройства, форма структурирования жизненного опыта).

  9. На каких ученых ссылается Клайд Клакхон в своем исследовании?

  10. Выберите из текста оригинала пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» примеры лексем из речи Элизы Дулитл, свидетельствующие в пользу того, что язык непосредственно отражает социальную иерархию общества, в данном случае – различия в социальном происхождении и статусе главных героев произведения. Насколько удалось переводчику (П. Мелкова) донести эту идею на русском языке? (Примеры: а) Цветочница (подбирая рассыпанные цветы и укладывая их в корзинку): «А еще называется образованный! Все мои фиялочки копытами перемял». (действие 1); б) «Нет у меня таких правов, чтобы лезть в чужие дела. Что он ко мне пристал?; «Не беспокойтесь, молодой человек. На вашей такси поеду домой я» (действие 1); в) «Как причем? При том, что я пришла брать уроки. Теперь расчухали? И платить за них собираюсь, не сумлевайтесь!» (действие 2) и т. п.

Задания к семинарскому занятию № 2 по теме «Виды коммуникации и характеристика их элементов» (2 ч.)

  1. В чем заключается различие двух основных классификаций видов коммуникации? Какой из них придерживается большинство коммуникативистов?

  2. Дайте определение и назовите элементы вербальной коммуникации.

  3. Чем отличается словесная форма официальных приглашений в культурах разных стран?

  4. К каким культурам ближе речевой этикет русскоговорящих – к культурам стран Запада или Востока?

  5. Сформулируйте определение и назовите элементы, входящие в состав невербальной коммуникации.

  6. Приведите примеры элементов невербальной коммуникации, которые Вам приходилось лично наблюдать в практике общения с зарубежными приятелями или коллегами.

  7. Что изучает область знаний, именуемая такесикой?

  8. Чем отличаются дружеские прикосновения как элемент невербальной коммуникации в культуре разных стран с точки зрения их диапазона (т. е. разнообразия или количества жестов) и частоты их использования?

  9. Какие виды прикосновений как элементов тактильного поведения в культурах разных стран можно считать самыми универсальными; какие из них больше всего отличаются национальным своеобразием?

  10. Приведите примеры национальных различий в восприятии и использовании времени и пространства, проявляющиеся в поведении представителей разных культурных миров.

  11. Какой процент информации о внешнем мире передается в коммуникации людей с помощью вербальных, невербальных и паравербальных средств, с точки зрения британских ученых? Кто проводил эксперимент по исследованию этого вопроса?

  12. Какова в среднем частота использования жестов у представителей русской, итальянской, французской и мексиканской культур?

  13. Приведите пример, подтверждающий, что восприятие запаха может влиять на характер и результат общения представителей разных культур?

  14. Что такое паравербальная коммуникация? Перечислите ее элементы.

  15. Приведите примеры влияния национальных особенностей паравербальной коммуникации на взаимопонимание и эффективность общения представителей разных национальных культур.

  16. Культуры каких стран называют «тихими» и «громкими», с точки зрения паравербальной коммуникации? Культуры каких стран занимают промежуточное положение между ними по данной характеристике?