Список дополнительной рекомендуемой литературы
Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. – М., 1996.
Уэйнрайт Гордон. Язык тела. М.: Гранд, Фаир-пресс, 2000.
Вилсон Гленн, Макклафлин Крис. Язык жестов. СПб., М., Харьков, Минск: Питер, 2001.
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996.
Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М.: Языки славянской культуры, 2001.
Кабакчи В. В. Практика англоязычной межкультурной коммуникации. СПб., 2001.
Трубецкой Н. С. История, культура, язык. М., 1995.
Тер-Минасова С. Г. Глобальная деревня или Вавилонская башня: языковая и межкультурная коммуникация // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2004. – №1. –С. 36-47.
Язык: Этнокультурный и прагматический аспекты. Сборник научных трудов. Днепропетровск: Изд-во Днепропетровского гос. университета, 1988.
Левкович В. П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения.
Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева.
Леонтьев А. А., Тарасов Е. Ф., Сорокин Ю. А. Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977.
Степанов Ю. С. Язык в трех измерениях.
Триандис Гарри К. Культура и социальное поведение: учебное пособие / Пер. с англ. М.: Форум, 2007.
Леонтьев А. А. Что такое язык? М.: Педагогика, 1976.
Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка. М.: Детская литература, 1983.
Сахарный В. В. Как устроен наш язык. М.: Просвещение, 1978.
Арутюнов С. А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М., 1989.
Ерасов Б. Социальная культурология. М., 1996.
Борисов А. Роскошь человеческого общения. М., 2000.
Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры: учебное пособие. М.: Фаир-Пресс, 2001.
Павловская А. В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998. – №1. – С. 94-104.
Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. М.: Эксмо-пресс, 2002.
Воробьев В. В. Лингвокультурология. Теории и методы. М., 1997.
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2005.
Карасик В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.
Шамне Н. Л. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. Волгоград, 1999.
Мустайоки А. Отражает ли русская грамматика русскую ментальность // IX Международный конгресс МАПРЯЛ. Русский язык, литература и культура на рубеже веков. Т. 2. Братислава, 1999.
Богданова Л. И. Особенности национального мировидения и их отражение в грамматической структуре русского языка // Россия и Запад: диалог культур. Т. I. Вып. 8. М., 2000. С. 184-189.
Белянин В. А. Речевое поведение русских и попытки реконструкции русской ментальности // IX Международный конгресс МАПРЯЛ. Русский язык, литература и культура на рубеже веков. Т.2. Братислава, 1999.
Телия В. Н. Культурно-национальные коннотации фразеологизмов (от мировидения к миропониманию) // Славянское языкознание. XI Международный съезд славистов. М., 1993. С. 302-315.
Маслова В. А. Культурные слои во фразеологизмах и дискурсивных практиках // Культурно-национальная специфика русской фразеологии / Под ред. В. Н. Телия. М.: Языки славянской культуры, 2004. – С. 69-76.
Биркенбилл Ф. Язык интонации, мимики, жестов / пер. с нем. F. Birkenbill. Signale des Korpers. Korpersprache verstehen. СПб.: Питер Пресс, 1997.
Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.
Кочетков В. В. Психология межкультурных различий. М., 2002.
Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: КомКнига, 2006.
Леонтович О.А. Введение в межкультурную коммуникацию: Учебное пособие. М.: Гнозис, 2007.
- С.А. Песоцкая введение в теорию межкультурной коммуникации
- Оглавление
- Предисловие
- Тема 1 Характеристика содержания учебного предмета «Введение в теорию межкультурной коммуникации»
- 1.2. Понятия язык, культура, коммуникация и их взаимосвязь.
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2 Соизучение языка и культуры как условие эффектифной межкультурной коммуникации
- 2.1. Культура о языке
- 2.2. Язык о культуре
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3 Язык и менталитет
- 3.1. Понятия менталитета
- 3.2. Отражение национального менталитета в русском языке
- 3.3. Особенности речевого этикета говорящих на русском и английском языках
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 4 Социальная категоризация и стереотипизация
- 4.1. Понятие, сущность и функции стереотипов
- 4.2. Авто- и гетеростереотипы
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5 Виды коммуникации и характеристика их элементов
- 5.1. Вербальная коммуникация
- 5.2. Невербальная коммуникация
- 5.3. Паравербальная коммуникация
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6 Аккультурация как процесс освоения иноязычной культуры
- 6.1. Языковые и культурные барьеры
- 6.2. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры
- 6.3. Модели аккультурации. Формирование межкультурной компетенции
- 6.4. Поликультурная личность как продукт аккультурации
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7 Сравнительное изучение культур через призму базовых характеристик
- 7.1. Концепция культурной грамотности э. Холла. Базовые характеристики культур, по э. Холлу
- 7.2. Концепция «ментальных программ» г. Хофстеде. Базовые характеристики культур, по г. Хофстеде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8 Национальное своеобразие культуры Вместо введения
- 8.1. Национальная культура как системное целое
- 8.2. Факторы формирования своеобразия национальной культуры
- Влияние климатических условий на ментальность, национальный характер и ритм жизни
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9 Русские в межкультурных контактах.
- 9.1. Отличия в поведении русских от представителей других культур
- 9.2. Типичные ошибки в межкультурном общении
- 9.3. Предупреждение ошибок межкультурной коммуникации
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 10 Стили коммуникации и их характерные особенности
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания к семинарским занятиям
- Задания к семинарскому занятию № 3 по теме «Стили коммуникации и их характерные особенности» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию № 4 «Отражение специфики национальной культуры в деловой коммуникации» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию-тренингу № 5 «Причины коммуникативных неудач, их типология и профилактика» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию № 6 «Коммуникативный конфликт и стили его разрешения» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию № 7 «Модели аккультурации и концепции поликультурной личности» (2 ч.)
- Рекомендуемая литература:
- Задания к семинарскому занятию 8 «Опыт портретирования культуры страны изучаемого языка» (смотр-конкурс групповых проектов, 4 ч.)
- Методические комментарии к выполнению проектной работы
- Примерный план содержания проекта
- Список литературы и источников для работы в проектных группах
- Приложение
- II. Смысловые центры в содержании учебной дисциплины «Основы межкультурной коммуникации»
- Список литературы
- Духовное содержание и статус поликультурной личности в пространстве диалога культур с. А. Песоцкая
- Цитируемая литература
- Список дополнительной рекомендуемой литературы
- Internet-источники
- Введение в теорию межкультурной коммуникации