logo search
Лекция 2н

2.2 Трехуровневая модель языковой личности ю.Н. Караулова

Трехуровневая модель языковой личности, разработанная Ю.Н. Карауловым, станет для нас ключевой при формулировании критериев и показателей языковой личности школьника, российского студента-первокурсника и иностранного студента.

В этой связи необходимо уточнить, что в представлении Ю.Н. Караулова на каждом из трех уровней языковая личность складывается изоморфно из специфических типовых элементов:

- единиц соответствующего уровня;

- отношений между ними;

- стереотипных их объединений, особых, свойственных каждому уровню комплексов.

Караулов Ю.Н. выделяет три уровня комплексов: вербально-семантический, лингвокогнитивный (тезаурусный), мотивационный:

1. На нулевом (вербально-семантическом) уровне в качестве единиц фигурируют отдельные слова, отношения между ними охватывают все разнообразие их грамматико-парадигматических, семантико-синтаксических и ассоциативных связей, совокупность которых суммируется единой «вербальной сетью».

2. На лингвокогнитивном (тезаурусном) уровне в качестве единиц следует рассматривать обобщенные (теоретические или обыденно-житейские) понятия, крупные концепты, идеи, выразителями которых оказываются как будто те же слова нулевого уровня, но облеченные теперь дескрипторным статусом. Отношения между этими единицами – подчинительно-координативного плана – тоже принципиально меняются и выстраиваются в упорядоченную, достаточно строгую иерархическую систему, в какой-то степени (непрямой) отражающую структуру мира, и известным аналогом этой системы может служить обыкновенный тезаурус. Индивидуальность, субъективность может проявить себя в способах иерархизации понятий, и то лишь частично, в способах их перестановок и противопоставлений при формулировке проблем, в способах их соединений при построении выводов, т.е. на субъективно-тезаурусном уровне.

3. Высший, мотивационный уровень устройства языковой личности более подвержен индивидуализации и потому, вероятно, менее ясен по своей структуре.

Во главу угла при таком подходе кладется стимулирование и использование коммуникативных потребностей учащихся, мотивация и развитие этих потребностей, связанные с общественной необходимостью и индивидуальной заинтересованностью в изучаемом языке.

Из изложенного можно сделать предварительные выводы о том, что предлагаемое ученым представление о трехуровневой структуре языковой личности не противоречит ряду лингводидактических идей и концепций и в известном смысле помогает обобщить и систематизировать некоторые лингводидактические подходы. С другой стороны, сам опыт обобщения приемов обучения языку, лингводидактических методов естественным образом укладывается в предложенную структурную схему и тем самым подводит нас к развиваемому Карауловым представлению о языковой личности.

Несколько иная картина получается, если попытаться сформировать представление о языковой личности1 на основе тех результатов, к которым должно приводить успешное применение указанных приемов. Если в первом случае мы имеем «методический» подход к реконструкции языковой личности, то во втором случае можно говорить о «целевом» подходе, поскольку отправным моментом при этом служит конечный результат обучения, цель, которой хотят достичь, а именно перечень речевых умений и навыков, готовностей объекта научения, дающих представление об операционном наполнении понятия «языковая личность» (Караулов 2003: 60-61).

Резюме. Разработанная Ю.Н. Карауловым трехуровневая модель языковой личности, а также данный в его работах перечень «готовностей» по каждому уровню позволили нам составить представление об операционном наполнении понятия языковая личность.