logo search
Фонетика лекции

1. Определение интонации

Интонация – важнейшая составляющая высказывания. Информация, заключенная в высказывании, выражается не только с помощью слов и грамматических структур, но также и с помощью интонации. В тесной связи с лексическим и грамматическим наполнением высказывания интонация служит для выражения эмоций, мыслей, и чувств говорящего, а также его отношения к действительности, собеседнику и к самому сообщению.

Интонация – сложнейшее явление наряду с такими понятиями, как фонема, морфема, предложение. Интонация имеет много определений. Интонацию, как и любое лингвистическое явление, можно рассматривать с различных точек зрения. В зависимости от того, какой аспект выделяется при разработке дефиниции понятия интонации, определения интонации будут различными.

Поскольку физиологический аспект звуковой материи языка интересовал ученых еще с древних времен, то первые попытки дать определение интонации основывались именно на этом подходе (определения Г. Суита, Д. Джоунза, Л. Армстронг, И. Уорд, Д. О’Коннора). Так, Г. Суит пишет, что «интонация или изменение высоты голосового тона зависит от частоты звуковых колебаний, которые, в свою очередь, зависят от напряжения голосовых связок» [11, p. 68]. Согласно О’Коннору «ни в одном языке известном нам не говорят монотонно; во всех языках есть изменение высоты голосового тона, хотя не во всех языках эти изменения происходят одинаково. Когда мы говорим об интонации в английском языке, мы имеем в виду образцы высоты голосового тона, речевую мелодику, её тональные особенности» [10, p.1]. Всех этих исследователей объединяет то, что они понимают интонацию как значимые изменения высоты тона. Теорию, разработанную данными лингвистами, называют контурной, т. к. за единицу анализа ими берется мелодический контур – изменение высоты тона в предшкале, шкале, ядре и заядерной части.

Некоторые лингвисты (А. Гардинер, П. Делатр) не расшифровывают фонетическую структуру интонации и определяют её с функциональной точки зрения, т.е. с точки зрения её потенциальных возможностей в языке. К примеру, П. Делатр отмечает, что «интонация – это соль высказывания. Утверждение можно понять без интонации, но сообщение будет безвкусным» [9, p.150].

Более поздние определения интонации (М. Халлидей, Д. Кристал) связаны с так называемым человеческим фактором в языке. С точки зрения антропоцентризма, интонация рассматривается уже не как простое повышение или понижение голоса, а как «сложная просодическая система, характеристики которой (тон, диапазон голоса, громкость, ритмичность и темп) тесно взаимосвязаны» [8, p.195].

Таким образом, интонация – сложное единство мелодики (голосовые модуляции), громкости (ударение, интенсивность произнесения) и временных характеристик (темп, паузация).

Некоторые исследователи, в частности В.А. Васильев, в качестве четвертого компонента интонации выделяют тембр. «Интонация – это сложное единство коммуникативных значимых вариаций мелодики, фразового ударения, темпа, включающего ритм и паузацию, тембра голоса. Это комплексное единство в сочетании с соответствующими грамматическими и лексическими структурами предложения используются для адекватной передачи мыслей, желаний, эмоций и отношений говорящего к действительности или к высказыванию» [12, с. 290]. Но тембр на сегодняшний день малоизучен и зачастую выносится за рамки языковых исследований.