Оглавление
Предисловие 5
Тема 1. Характеристика содержания предмета "Введение в
теорию межкультурной коммуникации" 7
1.1. Содержание и пафос учебной дисциплины
"Введение в теорию межкультурной коммуникации" 7
1.2. Понятия языка, культуры, коммуникации
и их взаимосвязь. 8
Тема 2. Соизучение языка и культуры как условие
эффективной межкультурной коммуникации. 13
2.1. Культура о языке 15
2.2. Язык о культуре 18
Тема 3. Язык и Менталитет. 22
3.1. Понятие менталитета 22
3.2. Отражение национального менталитета в русском языке 23
3.3. Особенности речевого этикета говорящих на русском
и английском языках 31
Тема 4. Социальная категоризация и стереопизация. 36
4.1. Понятие, сущность и функции стереотипов. 36
4.2. Авто-и гетеростереотипы. 48
Тема 5. Виды коммуникации и характеристика их элементов. 58
5.1. Вербальная коммуникация. 58
5.2. Невербальная коммуникация. 59
5.3. Паравербальная коммуникация. 70
Тема 6. Аккультурация как процесс освоения
иноязычной культуры. 73
6.1. Языковые и культурные барьеры. 73
6.2. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры. 80
6.3. Модели аккультурации. Формирование межкультурной компетенции. 81
6.4. Поликультурная личность как продукт аккультурации. 88
Тема 7. Сравнительное изучение культур через призму
базовых характеристик. 90
7.1. Концепция культурной грамотности Э. Холла.
Базовые характеристики культур, по Э. Холлу. 90
7.2. Концепция «ментальных программ» Г. Хофстеде.
Базовые характеристики культур, по Г. Хофстеде. 103
Тема 8. Национальное своеобразие культуры. 119
8.1. Национальное своеобразие культуры как системное целое. 119
8.2. Факторы формирования национального
своеобразия культры 122
8.3. Черты национального своеобразия русской культуры. 128
Тема 9. Русские в межнациональных контактах. 141
9.1. Отличия в поведениии русских от представителей
других культур. 141
9.2. Типичные ошибки в межкультурном общении. 146
9.3. Предупреждение ошибок межкультурного общения. 152
Тема 10. Стили коммуникации и их характерные особенности. 160
Практические задания к семинарским занятиям. 163
Приложение. (Статьи по тематике межкультурной
коммуникации). Концепция и содержание курса «Основы межкультурной коммуникации». 188
Духовное содержание и статус поликультурной личности в пространстве диалога культур. 198
Список литературы. 207
- С.А. Песоцкая введение в теорию межкультурной коммуникации
- Оглавление
- Предисловие
- Тема 1 Характеристика содержания учебного предмета «Введение в теорию межкультурной коммуникации»
- 1.2. Понятия язык, культура, коммуникация и их взаимосвязь.
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2 Соизучение языка и культуры как условие эффектифной межкультурной коммуникации
- 2.1. Культура о языке
- 2.2. Язык о культуре
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3 Язык и менталитет
- 3.1. Понятия менталитета
- 3.2. Отражение национального менталитета в русском языке
- 3.3. Особенности речевого этикета говорящих на русском и английском языках
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 4 Социальная категоризация и стереотипизация
- 4.1. Понятие, сущность и функции стереотипов
- 4.2. Авто- и гетеростереотипы
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5 Виды коммуникации и характеристика их элементов
- 5.1. Вербальная коммуникация
- 5.2. Невербальная коммуникация
- 5.3. Паравербальная коммуникация
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6 Аккультурация как процесс освоения иноязычной культуры
- 6.1. Языковые и культурные барьеры
- 6.2. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры
- 6.3. Модели аккультурации. Формирование межкультурной компетенции
- 6.4. Поликультурная личность как продукт аккультурации
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7 Сравнительное изучение культур через призму базовых характеристик
- 7.1. Концепция культурной грамотности э. Холла. Базовые характеристики культур, по э. Холлу
- 7.2. Концепция «ментальных программ» г. Хофстеде. Базовые характеристики культур, по г. Хофстеде
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8 Национальное своеобразие культуры Вместо введения
- 8.1. Национальная культура как системное целое
- 8.2. Факторы формирования своеобразия национальной культуры
- Влияние климатических условий на ментальность, национальный характер и ритм жизни
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 9 Русские в межкультурных контактах.
- 9.1. Отличия в поведении русских от представителей других культур
- 9.2. Типичные ошибки в межкультурном общении
- 9.3. Предупреждение ошибок межкультурной коммуникации
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 10 Стили коммуникации и их характерные особенности
- Вопросы для самоконтроля
- Практические задания к семинарским занятиям
- Задания к семинарскому занятию № 3 по теме «Стили коммуникации и их характерные особенности» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию № 4 «Отражение специфики национальной культуры в деловой коммуникации» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию-тренингу № 5 «Причины коммуникативных неудач, их типология и профилактика» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию № 6 «Коммуникативный конфликт и стили его разрешения» (2 ч.)
- Задания к семинарскому занятию № 7 «Модели аккультурации и концепции поликультурной личности» (2 ч.)
- Рекомендуемая литература:
- Задания к семинарскому занятию 8 «Опыт портретирования культуры страны изучаемого языка» (смотр-конкурс групповых проектов, 4 ч.)
- Методические комментарии к выполнению проектной работы
- Примерный план содержания проекта
- Список литературы и источников для работы в проектных группах
- Приложение
- II. Смысловые центры в содержании учебной дисциплины «Основы межкультурной коммуникации»
- Список литературы
- Духовное содержание и статус поликультурной личности в пространстве диалога культур с. А. Песоцкая
- Цитируемая литература
- Список дополнительной рекомендуемой литературы
- Internet-источники
- Введение в теорию межкультурной коммуникации