logo search
Диплом!!!!!!!!

Введение

Язык является важнейшей частью национальной культуры. Он функ­ционирует в различных сферах человеческой жизни. Использование языка в различных общественных сферах и речевых ситуациях с целью передачи раз­нообразной логической и эмоционально-оценочной информации привело к тому, что он выработал богатый арсенал средств и типизированных приемов их целесообразного применения. Эти средства и приемы реализуются прежде всего в функциональных разновидностях языка-речи, называемых функциональными стилями. "Язык может выполнять свое назначение лишь постольку, поскольку в нем есть стилевая дифференциация. Отсюда очевидно, что функциональные стили должны быть отправным пунктом рационального преподавания языка носителям других языков" [37]. Данное высказывание ученых-лингвистов подтверждает мысль о необходимости усиления стилистического аспекта в обучении русскому языку нерусских.

В современных условиях, когда совершенствование языковой культуры народов Республики Татарстан предусматривается Законом о языках, осуществление принципа стилистической направленности в органической связи с изучением основных разделов курса русского языка способствовало бы качественному улучшению процесса формирования коммуникативных умений и навыков обучающихся.

При этом следует напомнить, что ныне действующий курс русского языка как в русских, так и в национальных школах сложился как формально-грамматический, описательно-классификационный, который тормозит речевое развитие учащихся, так как языковое явление изучается в основном без учета особенностей его функционирования. Анализ программ и учебных пособий также свидетельствует о недостаточном внимании авторов к стилистическому значению грамматических категорий. А "грамматика, оторванная от смысловой и стилистической стороны речи, неизбежно вырождается в схоластику" [18, 47]. На наш взгляд, научить учащихся выбирать нужное слово, т.е. говорить правильно и выразительно, можно лишь в том случае, если у обучающихся будет сформирована способность реализовать языковую норму и коммуникативные возможности лингвистических единиц в конкретной речевой ситуации. Обязательным условием формирования таких способностей является усиление внимания к проблеме поиска правильного, наиболее точного в смысловом отношении, стилистически и ситуативно-уместного выразительного средства языка в соответствии с целями и содержанием речи. Такой подход поможет учащимся - татарам понять, что языковые факты могут изучаться не только с фонетической, грамматической, лексической, словообразовательной точек зрения, но и с точки зрения их функционирования в определенных стилях и жанрах, т.е. с точки зрения их предназначения в речи. Поэтому мы сочли необходимым посвятить свое исследование формированию лексико-стилистических умений учащихся начальной татарской школы, так как именно эти умения являются важным условием формирования речевых навыков младших школьников. При этом учитель, обучающий нерусских учащихся, "должен умело использовать неизбежное взаимодействие в сознании обучающихся особенностей родного и русского языков. В одних случаях ему необходимо увести обучающихся от лексико-грамматических и лексико-стилистических особенностей татарского языка, в других наоборот, закрепить в их сознании языковые ассоциации" [190, 32; 189].

Современная методика обучения лексико - стилистическим нормам русского языка является обобщением опыта преподавания русского языка в современной русской и нерусской школе. Однако она не может не учитывать передового опыта прошлого, она должна продолжать и совершенствовать прогрессивные традиции, создававшиеся на протяжении двух столетий развития методической мысли. Изучение работ таких прогрессивных педагогов и ученых, методистов и критиков, как Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, И.И.Срезневский, А.М.Пешковский, К.Б.Бархин, М.А.Рыбникова, Л.В.Щерба, А.В.Текучев, Л.П.Федоренко и других, сыграли для нас при разработке избранной темы огромную роль и позволили найти необходимые подходы при исследовании лингвистических основ изучаемой проблемы.

Накопленный опыт преподавания лексической стилистики, разработка его теоретических основ, показ специфики стилистических упражнений отражены в целом ряде работ ученых, методистов, разрабатывающих проблему обучения русскому языку в современной русской школе (Т.А.Ладыженская, Н.А.Пленкин, Н.А.Ипполитова, С.Н.Иконников, В.И.Капинос и др.). Более фундаментальные исследования принадлежат Т.И.Чижовой (Санкт-Петербург) и Л.М.Кузнецовой (Самара). Их докторские диссертации посвящены разным аспектам обучения стилистике русского языка. Вопросы лексико-стилистической работы в национальной школе затрагиваются в трудах В.М.Чистякова, Н.З.Бакеевой, Р.Б.Сабаткоева, Л.З.Шакировой, Р.Б.Гарифьяновой, В.Ф.Габдулхакова, Л.А.Андреевой, Ф.С.Камаловой и др.

Актуальность темы исследования определяется следующими факторами:

а) постоянно растущими требованиями к уровню сформированности речевых умений учащихся начальных татарских школ федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС);

б) необходимостью совершенствовать навыки связной русской речи младших школьников;

в) недостаточной разработанностью вопросов лексико-стилистической работы при изучении грамматического материала, изучаемого в татарской школе;

г) трудностью усвоения лексико-стилистических норм в ходе обучения связной русской речи в начальной татарской школе.

Объект исследования - это процесс обучения лексико-стилистическим нормам русского языка в начальной татарской школе.

Предмет исследования - содержание и система лексико-стилистической работы на уроках русского языка в начальной татарской школе.

Цель исследования - исходя из основных лингвистических, психологических, дидактических принципов, разработать методическую систему обучения лексико-стилистическим нормам русского языка в начальной татарской школе.

Сущность предварительной гипотезы исследования состоит в следующем: проблема обучения стилистическому использованию лексических единиц в речи младших школьников на уроках русского языка может быть решена, если разработать содержание и систему, основанную на:

При этом мы предположили, что система упражнений должна быть построена с учетом поэтапного формирования стилистических умений студентов-татар.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза предусматривают решение взаимообусловленных задач:

Для достижения поставленных в диссертации задач использовались следующие методы исследования:

  1. Теоретический (изучение лингвистической, психолого-дидактической, методической литературы по проблеме исследования).

  2. Социально-педагогический (анализ программ, учебников по русскому языку для начальной татарской школы; наблюдение за письменной и устной речью учащихся - татар; выявление типичных лексико-стилистических ошибок в русской речи обучающихся).

  3. Экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).

  4. Статистический (количественный и качественный анализ результатов эксперимента; установление степени распространенности, устойчивости и частотности ошибок в употреблении лексических единиц в речи в соответствии с целями и условиями общения).