logo search
Uchebnik_Russkoe_pismo_na_osnove_grammatiki_ok

§1. Основные методические рекомендации в обучении грамотному письму

Следует выделить три главных направления методики обучения русскому письму.

Часто можно услышать жалобы на то, что человек хорошо знает правила, но почему-то при этом пишет неграмотно. Действительно, для того чтобы грамотно писать, недостаточно просто знать правила орфографии и пунктуации: нужно еще уметь применить их.

Можно говорить о трех составляющих навыка грамотного письма.

Во-первых, необходимо видеть сомнительные написания: ребенок должен уметь замечать проблемные написания в тексте, чтобы остановиться и проверить себя. Такое умение формируется непросто и часто требует специальной методики. К сожалению, часто в школьном обучении не придается большого значения развитию этого навыка. Более того, стремление учителя снижать оценки за исправления, допущенные в работе ученика в начальной школе, представляется откровенно вредным методическим приемом, затрудняющим формирование и развитие у ученика умения видеть сомнительные написания − умения, без которого невозможно грамотное письмо.

Во-вторых, человек, пишущий по-русски, в силу специфики русского письма вынужден опираться на знание грамматики.

В области орфографии требуется понимать, в какой именно части слова находится сомнительное написание и какой частью речи это слово является. Дело в том, что принцип, на который опирается русская орфография, требует, как правило, единообразия написания морфем. Это значит, что однотипные части слова: корни в однокоренных словах, одинаковые суффиксы, приставки, окончания в разных словах – должны писаться единообразно (фонетические написания – «пишется, как слышится» – в русском языке единичны). В связи с этим все орфографические правила апеллируют к части слова и части речи, они формулируются, например, так: «безударные гласные в окончаниях глаголов», «правописание суффиксов причастий» и т. п. Следовательно, необходимо уметь разбирать слова по составу, определять их частеречную принадлежность и некоторые грамматические свойства. Кроме того, в некоторых случаях для верного написания слова нужно иметь представление о фонетическом составе слова и о свойствах звуков в русском языке.

Основным принципом русской пунктуации является структурный принцип. Пунктуационные правила опираются прежде всего на грамматическую категорию членов предложения, например: «знаки при однородных членах предложения», «знаки при обособленном определении» и т. п. По этой причине для грамотной расстановки знаков препинания необходимо уметь членить сложные предложения на простые, а простые – разбирать по членам, чтобы определить синтаксическую роль каждого слова в предложении.

И только уже «в-третьих» необходимо знать орфографические и пунктуационные правила.