3.1. Структура текста/дискурса
Для осуществления анализа дискурсивного процесса и текстов как «продуктов» коммуникации необходимо определиться со структурой дискурса на уровне модели. Моделируя дискурсивный процесс и вычленяя «составные части» полученной модели, исследователь получает возможность изучать сложный, многоаспектный объект или процесс более детально. Это важно и для функциональной лингвистики, которая рассматривает весь «конгломерат» речевой коммуникации в совокупности. Таким образом, для аналитической деятельности в масштабах такого объекта, каковым является коммуникативный процесс, необходимо определиться с понятием структуры дискурса на уровне модели.
Дискурс имеет свою структуру, принципиально отличающуюся от структуры лингвистических единиц разных уровней. Модель дискурса, должна строиться на интеракционной основе с учетом факторов инференционной интерпретации, коллективной интенциональности и принципа интерсубъективности. Кроме того, как отмечает М. Л. Макаров, "отличительными чертами дискурса являются его связность (когеренция), а также метакоммуникативная самоорганизация" (Макаров 2003: 202). Вероятно, у основных структурных единиц дискурса (коммуникативный акт - коммуникативный ход (макроакт) - обмен - трансакция) имеются когнитивные корреляты: например, рамки коммуникативного хода определяются наличием иерархически организованной целевой доминанты коммуникантов, границы трансакции зависят от характера предметно-референтной ситуации и обусловленных процедурным сценарием типов деятельности коммуникантов и т.д.
Кроме того, любое речевое событие категориально и символически «маркировано» нормой в координатах данной культуры: институтов, ритуалов, обычаев, способов деятельности, - и это позволяет считать дискурсивный процесс конвенциональным процессом.
Конвенциональность дискурса определяет спектр социально-культурологических параметров, которые могут служить основой дискурсивной модели в рамках институционально обусловленной коммуникативной ситуации (сфере общения). В качестве таких параметров (характеристик) могут быть использованы:
§ социальный контекст (Дейк 1989: 23): личное, общественное, институциональное/формальное, неформальное с учетом фреймов конвенциональных установлений, а также таких категорий, как позиции (роли, статусы и т.д.) свойства (пол, возраст и т. д.) отношения (превосходство, авторитет) функции („отец", „слуга", „судья" и т. д.);
§ формы речевой коммуникации (Гойхман, Надеина 1997: 23 и др.): дискуссия, обсуждение, совещание, терапевтический диалог, слушания, заседания, массовая коммуникация и др.; "интенциональные"
§ типы разговорной речи (Henne, Rehbock 1982: 30): беседа, личный разговор; разговор «за чашкой чая», застольная беседа; профессиональная беседа; разговор продавца с покупателем; конференции, дискуссии; интервью; обучающая беседа, урок; совещание, консультация и др.
Лингвистические параметры, определяющие структуру дискурсивной модели тоже весьма разнообразны. Сюда могут быть отнесены внешнеи внутритекстовые характеристики речи (Карасик 2002):
§ конститутивные (относительная оформленность, тематическое, стилистическое и структурное единство и относительная смысловая завершенность);
§ жанрово-стилистические (стилевая принадлежность, жанровый канон, клишированность, степень ампликации (компрессии);
§ семантико-прагматические (адресативность, образ автора, информативность, модальность, интерпретируемость, интертекстуальная ориентация);
§ формально-структурные (композиция, членимость, когезия);
§ Большое значение имеют жанровые характеристики (Шмелева 1997):
§ коммуникативная цель (информативные, императивные, этикетные и оценочные речевые жанры),
§ образ автора,
§ образ адресата,
§ образ прошлого (ретроактивная направленность речевого события),
§ образ будущего (приглашение, обещание, прогноз), диктумное (событийное)
§ содержание (набор актантов, их отношения, временная перспектива и оценка диктумного события),
§ языковое воплощение речевого жанра.
В основу дискурсивной модели могут быть заложены и "математические" параметры (Потапова 2003). Так, Х. Софер выделяет иерархическую, циклическую, линейную, параллельную, зигзагообразную и концентрическую структуры (Sopher 1996).
Дискурсивную модель можно представить в виде схемы, соответствующей современным теориям коммуникации: адресант (субъект коммуникативного процесса) -> сообщение (текст/дискурс) -> канал (типологическая разновидность текста – вербальный/невербальный) -> код (жанровая разновидность текста) -> адресат (субъект коммуникативного процесса) -> результат коммуникации (воспринятая и интерпретированная информация) -> о6ратная связь.
Структурно система коммуникации может содержать следующие компоненты:
§ «информационная» коммуникация, осуществляемая с целью сообщения новых знаний и изменения «картины мира»;
§ коммуникация «сотрудничества», имеющая целью обеспечение взаимодействия субъектов коммуникативного процесса;
§ «императивная» коммуникация, реализуемая в рамках «инструктирующего» дискурса; используется при реализации интенции «управление»;
§ «оценочная» коммуникация достигается путем использования оценочных речевых актов и выполняет контрольную функцию.
В контексте этой структуры типы речи в сфере коммуникативного взаимодействия можно классифицировать следующим образом:
§ информативно-воспроизводящий (сообщение, репродукция и обобщение),
§ волюнтивно-директивный (волеизъявление),
§ контрольно-реактивный (оценочная реакция),
§ эмотивно-консолидирующий (предложение собственной картины мира для кооперативного взаимодействия),
§ манипулятивный (социальное доминирование, установление иерархии).
|
В дискурсивной модели можно условно выделить следующие иерархически организованные модули, которые участвуют в конструировании процесса передачи, восприятия и интерпретации информации:
а) концептуально-фактологический, связанный с конструированием сюжетно-тематической структуры дискурса и осмыслением концептуальной составляющей сообщаемой/воспринятой информации;
б) когнитивный, обусловленный психологически адекватной ориентировкой коммуникантов в пространственно-временной реальности, что обеспечивает эффективное восприятия семантически значимой информации (когнитивный резонанс).
в) хронологический (хронотопический), ориентированный на учет временных характеристик дискурсивного процесса;
г) аксиологический, направленный на реализацию (достижение) запланированной семантико-стилистической формы порождаемого текста/дискурса как «ценностного» продукта;
д) культурологический, обеспечивающий органичное взаимодействие культур адресанта и адресата и синхронизирующий языковые картины мира коммуникантов для восприятия и интерпретации сообщаемой информации;
е) нормативно-конвенциональный, связанный с доминирующей нормой дискурса в координатах данной культуры: институтов, ритуалов, обычаев, - а также с ограничениями, основанными на социокультурных регулятивах общения ("коммуникативная компетенция");
ж) антиципационно-прогностический, также связанный с понятием "коммуникативной компетенции" и обусловленный релевантным «продолжением» дискурса в контексте экспектаций участников коммуникации;
з) индивидуально-личностный, имеющий отношение к личностным характеристикам участников коммуникативного процесса как деятелей (темперамент, преобладание рассудочной или эмоциональной реакции, консерватизм или склонность к новаторству, подражание или стремление к оригинальности и т д.).
Приведенные выше модули образуют значительно количество комбинаций для моделирования коммуникативного процесса с «заданными» параметрами (в том числе и в институциональных дискурсах). Однако способ их практического «воплощения» может быть основан на различных подходах, и именно в этих подходах реализуются дискурсивные стратегии коммуникантов и проявляется творческая индивидуальность участников коммуникации как деятелей (Олешков 2005b).
- Олешков м.Ю. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект
- Введение
- 1. Функционализм как лингвистическая парадигма
- 1.1. Функциональная лингвистика.
- 1.2. Функциональная грамматика
- 1.3. Лингвопрагматика.
- 1.3.1. Прагматика. Функциональная система речевого общения
- 1.3.2. Лингвопрагматика и психолингвистика
- 1.3.3. Лингвопрагматика и когнитивная лингвистика
- 1.3.4 Лингвопрагматика и нейролингвистика
- 1.3.5. Основные единицы лингвопрагматики
- 1.3.6. Высказывание и интенциональность
- 1.4. Теория перформативности и речевой акт
- 2. Текст/дискурс в коммуникативном процессе
- 2.1. Текст в коммуникации
- 2.1.1. Текст как лингвистическая единица
- 2.1.2. Основные категории текста
- 2.1.3. Проблема типологии текстов
- 2.1.4. Текст и информация
- 2.2. Дискурс как единица коммуникации
- 2.3. Дискурс как междициплинарный феномен
- 2.3.1. Дискурс в философии
- 2.3.2.Дискурс и социальные науки
- 2.3.3. Дискурс в лингвистике
- 2.4. Основные категории дискурса
- 3. Анализ текстадискурса
- 3.1. Структура текста/дискурса
- 3.2. Дискурс-анализ как междисциплинарное направление функциональной лингвистики
- 3.3. Дискурс-анализ как современный метод исследования коммуникативных процессов
- 3.3.1 Прикладное исследование дискурса и анализ текста
- 3.3.2. «Междисциплинарная» модель дискурс-анализа
- 3.3.3. Теория риторической структуры
- 3.3.4. Дискурс и когнитивная система
- 3.3.5 Дискурс и сознание
- 3.3.6. Дискурсивные выборы как производные когнитивных состояний
- 3.3.7. Устный бытовой диалог и гетерогенные структуры
- 4. Анализ институционального дискурса
- 4.1. Институциональный дискурс
- 4.2. Основные коммуникативные категории процесса дидактического взаимодействия
- 4.3. Пропозиция в дидактическом дискурсе
- 4.4. Трансляция «нового» в дидактической коммуникации
- 4.5. «Категориальный» анализ дидактического дискурса
- 4 Класс
- 7 Класс
- 9 Класс
- 4.6. Уровень энтропии дидактического текста/дискурса
- Заключение
- Литература
- Глоссарий
- Оглавление